Факты
Причиной скандала стало распоряжение губернатора Тверской области Владимира Платова о приостановлении работ по захоронению останков немецких солдат .
Напомним, как развивались события вокруг строительства немецкого кладбища. Третьего сентября федеральный президент Германии Рау встретился с президентом РФ Путиным. В ходе переговоров президент Германии попросил согласия российского президента на захоронение 682 останков немецких солдат, находящихся на складе после их чрезвычайной эксгумации еще в 2000 году и ответ - "вопрос нужно решать в интересах обеих сторон" - счел за согласие. Десятого сентября посол Германии фон Плётца встретился с губернатором Тверской области Платовым и сообщил ему о запланированном на 16 сентября 2002 года захоронении останков немецких солдат. Утром шестнадцатого сентября начались работы по захоронению останков на немецком кладбище. Рассказывает сотрудник Народного союза Уве Лемке, 17 сентября он руководил работами на немецком кладбище: «К тому моменту, как на кладбище приехал исполняющий обязанности начальника милиции города Ржева, мы успели нанять экскаватор, вырыть две траншеи и захоронить останки 88 немецких солдат. Начальник милиции спросил, на каком основании мы работаем. Я ответил, что работаю на основании распоряжения своего начальства. Тогда начальник ржевской милиции запретил мне работать до его возвращения из мэрии города, куда он, по его словам, отправился наводить справки. Через пятнадцать минут после его отъезда к кладбищу подъехали шестеро оперуполноченных и оцепили его. Затем прибыл прокурор города Ржева и начал составлять протокол, затем приехал начальник милиции Тверской области. Затем они пытались заставить меня подписать некий протокол, который я подписывать не стал. Тогда начальник милиции Тверской области привел двух женщин, которые подписали протокол как свидетели. Потом прокурор сказал мне, что на меня заводится уголовное дело по статье 166 УК «за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». Я так понимаю, что «неправомерным завладением» считается, что я нанял экскаватор. Затем начальник ржевской милиции сказал мне, чтобы я в течение двух дней выкопал останки уже захороненных солдат и уехал.
В частных разговорах сами сотрудники милиции говорили о том, что они "не против захоронения, что понимают, что начатую работу необходимо завершить, но не могут ослушаться приказа».
С тех пор на кладбище не идет никаких работ, там нельзя даже появляться с лопатой в руках, не рискуя быть задержанным и препровожденным и районное ОВД. Корреспондент "Общества.Ру" видел дежурившие у кладбища милицейские "Жигули": в случае возобновления работ наблюдающий за кладбищем постовой обязан немедленно сообщить в ОВД и вызвать наряд милиции.
"Что мы скажем своим старикам, когда они приедут сюда? v говорит глава российского представительства Народного союза по уходу за воинскими захоронениями Карл Мюллер. - Мы уже открывали подобные кладбища в Волгограде, Воронеже, в нескольких местах под Санкт-Петербургом и ни разу подобных инцидентов не происходило. Конечно, были недовольные, строительство кладбищ обсуждалось в местной прессе, но международного скандала и оскорбления немецких стариков не было. Сейчас губернатор Платов говорит о том, что он бы согласился на перенос кладбища к какое-нибудь другое место под Ржевом, не в черте города, но когда мы спрашивали о компенсациях, он только отмахивался и загадочно говорил «мы решим этот вопрос». Но мы то знаем, что у Платова нет лишних 500 тыс. евро для переноса кладбища, как не было денег для строительства мемориального кладбища советских солдат. Перенос кладбища займет 2-3 года, за это время многие старики, которые вложили свои деньги в строительство кладбища, умрут".
Единственное, на что сейчас надеется немецкая сторона v помощь дипломатических представителей Германии в России, которые могут донести до сведения Путина информацию о том, что происходит в Ржеве, а тот, соответственно, повлияет на губернатора. Однако 18 сентября, выступая в эфире местного телевидения, губернатор Тверской области Платов заявил о том, что если на него будет оказываться давление со стороны администрации президента, он уйдет в отставку.
И комментарии
История вокруг немецкого кладбища v плод политических спекуляций и дурного ура-патриотического пиара, причем соревнования на тему, кто кого "перепатриотит", ведутся между тремя участниками политического процесса - депутатом Государственной Думы Татьяной Астраханкиной, губернатором Тверской области Владимиром Платовым и полпредом Центрального федерального округа Георгием Полтавченко,
Строительство немецкого кладбища в Ржеве началось а 1996 году v к этому времени относится постановление мэра Ржева Анатолия Харченко о выделении на территории Ржева участка для строительства Парка мира. Под парком понимались два кладбища v мемориальное советских воинов и обыкновенное v немецких солдат. Отвечают за строительство парка с немецкой стороны - Народный союз Германии по уходу за воинскими захоронениями с российской - ассоциация «Военные мемориалы». За это время сотрудники Народного союза обнаружили и эксгумировали в районе Ржева более 1000 останков немецких солдат. Открытие обоих кладбищ назначено на 28 сентября.
Панику вокруг строительства немецкого кладбища начала поднимать депутат ГД РФ Татьяна Астраханкина. Во время губернаторских выборов Астраханкина была соперником нынешнего губернатора Владимира Платова и поэтому постаралась использовать строительство кладбища как козырь против оппонента. Выступления Астраханкиной на тему кладбища начались в середине прошлого года, постепенно размышления об этической стороне дела стали перемежаться холодящими душу подробностями проекта памятника фашистскому оружию, который замыслили построить немцы. В интервью то и дело стала попадаться информация о величественной триумфальной арке, которая будет стоять при входе на немецкое кладбище, о фашистском кресте, который немцы собираются поставить на кладбище, о немыслимых размеров площади, на которой потомки фашистов намерены проводить дни славы немецкого оружия- Вслед Астраханкиной губернатор Платов начал устраивать всевозможные неприятности мэру Ржева Анатолию Харченко v поводить прокурорские проверки правомерности его действий в связи со строительством Парка мира, заявлять о том, что вот-вот запретит строительство кладбища. Законных оснований на закрытие кладбища у Платова как не было, так и нет v все распоряжения, изданные Харченко, абсолютно правомерны. Кроме попыток перехватить инициативу Астраханкиной и стать самым патриотичным патриотом, у Платова были собственные счеты с Харченко, довольно обыкновенные в контексте взаимоотношений губернаторов с выборными мэрами городов. В частности, 17 сентября, ровно в тот день, когда сотрудники милиции во главе с начальником милиции Тверской области оцепляли немецкое кладбище в Ржеве, Платов написал открытое письмо президенту РФ, в котором предлагал не выбирать губернаторов, а назначать их. Кроме того, измученный долгой борьбой с непослушным мэром губернатор предлагает президенту делегировать назначаемым губернаторам право, в свою очередь, назначать мэров.
Последним к борьбе за патриотизм примкнул полпред Центрального федерального округа Георгий Полтавченко. Полпред, неоднократно и недвусмысленно заявлявший о том, что Россия не может нарушать международные договоренности и немецкое кладбище в Ржеве будет построено, в августе этого года изменил позицию на 180 градусов.
Теперь, после заявлений заместителя Полтавченко Виктора Деникина о том, что открытие немецкого кладбища нежелательно, настало время реакции МИДа, который, в свою очередь, ждет указаний на этот счет президента. Президент указаний давать, судя по всему, не собирается: с одной стороны, он не может резко выступить против строительства немецкого кладбища после неоднократных высказываний в поддержку проекта, с другой стороны, Путин не может не учитывать влиятельных настроений, подобных тем, на которых играют Платов и Астраханкина.
Представляется, что скандал в Ржеве иллюстрирует общую проблему неподготовленности достаточно широких слоев российского общества к восприятию европейской идеологии интеграции и, в частности, идеи примирения некогда воевавших между собой народов. Напомним, что именно в контексте этой идеи в 1992 году был создан проект по со созданию и поддержанию воинских захоронений на территории России и Германии. Пока российская сторона демонстрирует, что готова принимать заботу о кладбищах советских воинов как в Германии, так и в России, но не всегда готова обеспечить немецкой стороне возможность почтить память собственных граждан.
В этой истории жальче всего стариков, как российских, так и немецких. На патриотических чувствах наших нищих ветеранов откровенно пытаются спекулировать Астраханкина, Платов и им подобные, а немецких стариков оскорбляют, причем за их же счет.