Владимир Путин вмешался в войну силовиков, изменив расстановку сил среди враждующих группировок. Глава Госнаркоконтроля Виктор Черкесов возглавит Государственный антинаркотический комитет (ГАК), созданный по указу президента. Это будет очень серьезная структура, аналогичная по структуре Национальному антитеррористическому комитету (НАК) Николая Патрушева, с которым ведомство Черкесова, как известно, находится в конфликте.
Членами ГАК, согласно указу, станут 7 федеральных министров (главы МВД, Минкульта, МЭРТа и др. – почти те же, что и в НАК), руководители 14 федеральных служб (от ФСБ и Росфинмониторинга до Росстата и Росспорта). Своего представителя в Государственный антинаркотический комитет должен отрядить и МИД. Обе палаты Федерального собрания направят в ГАК по одному из своих вице-спикеров. Кремль – замсекретаря Совета безопасности и начальника контрольного управления администрации президента. Опорой комитета на местах станут «антинаркотические комиссии», которые президент предписывает создать в каждом субъекте федерации, подчеркивая, что возглавлять комиссии должны губернаторы. Губернаторам, в свою очередь, дано право давать рекомендации главам муниципалитетов создавать антинаркотические комиссии на уровне местного самоуправления.
Интересно, что Путин сделал Черкесова главой новой спецслужбы через два дня после того, как очень неодобрительно высказался о статье главы ФСКН в «Коммерсанте», где тот жаловался на обострение борьбы внутри «чекистского сообщества». Статья стала реакцией на задержание и аресты при содействии ФСБ и Следственного комитета подчиненных Черкесова (они занимались делом «Трех китов» и делом о контрабанде китайского ширпотреба в адрес складов ФСБ – в результате были уволены пять генералов госбезопасности). Путин назвал выступление Черкесова в газете «некорректным» и намекнул на то, что у главы ФСКН руки нечисты. «Если кто-то действует таким образом, предъявляет такого рода претензии о войне спецслужб, сам сначала должен быть безупречным», – заявил президент. После чего повысил его до уровня Патрушева.
Этому повышению предшествовал еще один этап в противостоянии силовиков. На прошлой неделе в конфликт вмешалась Генпрокуратура, которая выступила на стороне Черкесова, оспорив в Мосгорсуде арест генерала-наркополицейского Александра Бульбова. Заступничество Генпрокуратуры может стать началом нового витка во взаимоотношениях ведомства Юрия Чайки и Следственного комитета под руководством Александра Бастрыкина.
Поводов не любить друг друга у этих двух ведомств достаточно. Все началось еще летом прошлого года, когда Путин, по некоторым данным не без помощи ФКСН, убрал из Генпрокуратуры Владимира Устинова, подконтрольного лидеру силовой группировки в кремлевской администрации Игорю Сечину. Новый генпрокурор Чайка усилил расследование дела «Трех китов», которое грозило неприятностями ФСБ и всячески тормозилось при Устинове. Однако новой победой Сечина стало создание независимого от Чайки Следственного комитета, который перетянул на себя значительную часть полномочий Генпрокуратуры. В последнее время отношения между Чайкой и Бастрыкиным только ухудшись на почве дележа имущества и средств, выделенных на содержание органов прокуратуры. Остроты ситуации придает также и то, что, по намекам из ФСКН, Бастрыкин находится под влиянием Сечина и замглавы ФСБ Александра Бортникова.
Можно предположить, что новое назначение Черкесова так или иначе касается скорого ухода Путина с поста президента и ожидаемой в связи этим войны за посты и ресурсы. Во-первых, президент сохраняет баланс среди противоборствующих группировок, не давая ни одной из них, в данном случае ФСБ, получить слишком большое преимущество. Во-вторых Путин показывает, что, несмотря на близость марта 2008-го, он не «хромая утка» и может принимать такие решения, какие заблагорассудится, не следуя нормальной кадровой логике, по которой все-таки нельзя назначать «небезупречного», по его же, Путина, словам, человека главой могущественной спецслужбы.