будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
налоги общество экономика малый бизнес
Июнь 17, 2025
Страна
Савина Ольга

Самозанятые: плюсы, минусы, много вопросов

Самозанятые: плюсы, минусы, много вопросов
800-600_kJ2XynT
Парикмахер. Мастер-классы по прическам

В России регистрируются по пять тысяч человек в день в качестве самозанятых, сообщил глава ФНС Даниил Егоров. С одной стороны, легализация самозанятости и развитие этого института тесно связаны с развитием предпринимательства в стране и «обелением» рынка труда, с другой — всё больше россиян оказываются лишены социальной защиты. Самозанятые обязаны платить налоги, однако права, преференции и социальные гарантии для них пока не определены. 

Есть проблема

В России «самозанятыми» называют людей, которые работают сами на себя: например, репетиторы, визажисты, парикмахеры, таксисты, курьеры — те, кто оказывает услуги. 

Чтобы стимулировать таких предпринимателей «выйти из тени», в 2019 году ФНС запустила новый налоговый режим в тестовом формате: если доход человека не превышает 2,4 млн рублей в год (примерно 200 тыс. в месяц), то платить придется 4 % от доходов (услуги физлицам) или 6 % с доходов от ИП и юрлиц. В налоговый «пакет» из соцгарантий входит только медицинская страховка. Что касается пенсии: если самозанятые не отчисляют добровольно средства в ПФР, государство гарантирует им пенсию в минимальном размере.

В отличие от индивидуальных предпринимателей, самозанятые не имеют права нанимать сотрудников, что ограничивает для них возможность заработка: нельзя взять больше клиентов, чем можешь обслужить сам. Зато ни бухгалтер, ни онлайн-кассы самозанятому не нужны: чеки формируются через приложение-кассу «Мой налог». 

За два года такой «легализацией» доходов воспользовались чуть больше 1,4 млн человек. В «серой зоне» в России работает 16–17 млн человек – это 22 % от всего занятого населения, по данным исследования Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, проведенного в 2019 году.

С 1 июля 2020 года новый налоговый режим распространился на всю Россию. Эксперимент рассчитан на 10 лет и должен закончиться 31 декабря 2028 года.

«Важно понимать, что для части самозанятых "выход из тени" действительно будет способствовать гораздо большей защищенности в отношениях как с заказчиками, так и с государством. Легальный статус позволяет тем, у кого невысокая склонность к риску, "заплатить налоги и спать спокойно"», — отмечает Анна Зудина, научный сотрудник Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ.

Легализовав свои доходы, самозанятые могут не бояться, что недовольные клиенты будут шантажировать их незаконными доходами, придет налоговая с проверкой и выпишет штраф или банк заблокирует карту, если сочтет перечисления на нее подозрительными. Расширяется круг потенциальных клиентов. Многие компании предпочитают работать с поставщиками официально: удобнее оплатить счет, выставленный самозанятым, а не переводить деньги на карту. Появляется возможность сотрудничать с государственными и муниципальными организациями, участвовать в тендерах. 

«Самозанятость может обладать рядом преимуществ по сравнению с формальной наемной занятостью — это гибкий рабочий график, возможность работать на себя, сравнительно больший уровень дохода, а значит, выбор в пользу самозанятости для некоторых может быть вполне добровольным», — отмечает Анна Зудина.

Не все самозанятые оценили эксперимент по введению нового налогового режима. Согласно данным исследования Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, положительно к этой инициативе отнеслись менее трети самозанятых по основной работе (30,6 %). Только каждый десятый однозначно планирует воспользоваться новым налоговым режимом в ближайшее время. Каждый четвертый отметил, что не собирается выходить «из тени», потому что не верит, что плюсы нового статуса перевесят минусы. Один из этих минусов — отсутствие возможности получать пособие по безработице при потере дохода. Это обстоятельство приобрело особое значение в свете событий этого года, когда доходы россиян снизились, а спрос на услуги самозанятых упал.

«Многие категории самозанятости представляют собой низкодоходные виды деятельности — присмотр за детьми, уход за больными или пожилыми людьми, помощь на дому. Для таких самозанятых даже сниженная ставка налога может стать значительной суммой», — полагает Анна Зудина. 

Для работодателей нововведение стало соблазном: зачем заключать с сотрудником трудовой договор и отчислять 30–40 % страховых взносов, если можно сотрудничать с ним как с самозанятым по льготной ставке в 6 %? Работники, соглашаясь на такие условия, лишаются соцгарантий — отпуска, больничного и декрета. По словам директора Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС Андрея Покиды, страх лишиться таких гарантий есть у 40 % опрошенных.

Федеральная налоговая служба проверяет всех работодателей, привлекающих самозанятых, и при выявлении «маскировки трудовых отношений» доначисляет нарушителям НДФЛ, штрафы и пени.

По словам Андрея Покиды, целенаправленно выбирают быть самозанятыми только 15–20 % россиян, остальные предпочли бы работать по найму, причем на государственных предприятиях. 

«Работа на себя — это пока по большей части вынужденная мера. Пускаться в свободное плавание россиян заставляет отсутствие работы с более или менее достойной оплатой труда», — считает эксперт.

Статусные сложности

До конца года «Единая Россия» подготовит первый вариант законопроекта о самозанятых, подтвердил «Российской газете» первый замглавы фракции в Госдуме Андрей Исаев. ЕР предлагает, чтобы у самозанятых был трудовой стаж, право на гарантированную пенсию и оплачиваемый больничный. Не исключено, что, если законопроект будет одобрен, налоговая нагрузка на самозанятых может увеличиться.  

«Нужно смотреть, какие конкретно меры предлагаются и как это отразится на налоговых отчислениях. Безусловно, в рамках текущих ставок 4–6 % социальные формы поддержки вряд ли могут предлагаться. Очевидно, для того, чтобы обеспечить себя пенсией, необходимо отчислять большую сумму», — полагает Андрей Покида. 

Людмила Иванова-Швец, доцент базовой кафедры ТПП РФ «Развитие человеческого капитала», считает, что если государство предложит какие-то социальные гарантии, повышение ставки на 1–2 % не станет преградой для самозанятых. «Для многих это может быть привлекательно. Понятно, что система будет усложняться. Можно предложить шкалу — например, те, кого не интересуют социальные гарантии, платят налог по прежней ставке», — отметила эксперт.

В текущем статусе налоги «самозанятого» (4–6 %) меньше, чем у индивидуальных предпринимателей. Но если добавлять в «пакет» хотя бы взносы в Пенсионный фонд, разница между статусами будет уменьшаться и снова встанет вопрос: насколько выгодно будет работать легально?

Эксперты давно говорят о необходимости новых стимулов для развития института самозанятых. Потенциал льготного налогового режима вскоре будет исчерпан: все, кто хотел зарегистрироваться в качестве самозанятого, сделают это, и тогда государству придется предложить предпринимателям, оставшимся в «тени», дополнительные преференции, способные сподвигнуть их работать в правовом поле.  

Эксперты РАНХиГС предлагают дифференцированно  подходить к налогообложению самозанятых. «Поскольку доходы части самозанятых невысокие, целесообразно введение прогрессивного налога. Например, в случае если доход самозанятого составляет в месяц менее 10 тысяч рублей (или он меньше прожиточного минимума), не следует облагать налогом такие доходы», — поясняют авторы доклада, посвященного проблемам и перспективам института самозанятых.

Не раз звучали идеи предложить самозанятым патенты ценой в 10–20 тысяч рублей в год, чтобы заплатить один раз и забыть о налоговых обязательствах на год. По данным опроса Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, патент может быть востребован у 40 % самозанятых. 

Если верить правительству, налоговая ставка для самозанятых не должна меняться, а сумма максимального дохода — уменьшаться до конца эксперимента в 2028 году. Но насколько можно этому верить? Достаточно вспомнить историю с пенсионным возрастом — его тоже обещали не повышать. 

Савина Ольга
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).