Сбербанк становится правительственной кассой
Сегодня стало известно о двух крупных финансовых акциях с участием Сбербанка РФ.
Во-первых, Евгений Примаков разрешил Пенсионному фонду использовать для выплаты пенсий кредиты Сбербанка на общую сумму до 10 миллиардов рублей (с выплатой не более 30 процентов годовых). Причем погашать этот кредит Пенсионный фонд будет за счет реализации товаров, поступающих в качестве продовольственной помощи " в соответствии с соглашениями с США и Европейским союзом". Это постановление дает реальный шанс заплатить пенсии, долги по которым к 1 марта составили 24,5 миллиарда рублей.
Во-вторых, Сбербанк принял решение о полномасштабном финансировании строительства военных кораблей (трех фрегатов с ударным ракетным вооружением водоизмещением 4 тыс. тонн каждый) для ВМФ Индии. Строительство ведется на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Этот контракт был заключен еще в конце 1997 года, сразу после того, как контрольный пакет акций Балтийского завода оказался в руках ОНЭКСИМа. Планировалось объединить Балтийский завод и "Северную верфь", в споре за 33% акций которой ОНЭКСИМ сначала одержал победу над Инкомбанком. Однако затем по поводу этого пакета разгорелся скандал, Инкомбанк вновь подал в суд, и объединения не получилось. Из-за нехватки средств Балтийский завод так и не приступил к строительству фрегатов. К тому же в середине 1998 года ОНЕКСИМ потерял интерес к заводу и продал контрольный пакет акций, решив, что у "Северной верфи" (которая к этому моменту уже начала строительство двух кораблей-эсминцев для Китая стоимостью 500 миллионов долларов) перспектив гораздо больше.
По слухам, акции Балтийского завода купил Межрегиональный инвестиционный банк, а также компании "Белуха" и "Петро Русс Шиппинг". Но смена акционеров не помогла строительству индийских фрегатов: к этому моменту руководство завода израсходовало большую часть аванса в 64 миллиона долларов на покупку акций у ОНЭКСИМбанка (через подставные фирмы). Затем эти акции были переданы в залог самому заводу. По сведениям "Коммерсанта", в результате этой операции фактическим владельцем "Балтийского завода" стал его генеральный директор Олег Шуляковский. А денег на строительство кораблей не осталось.
Поправить положение можно было двумя способами: найти крупный кредит на Западе и попросить денег у правительства. С приходом в кабинет министров коммунистов второй путь оказался вполне реальным. Поначалу Маслюков отказал "Балтийскому заводу" в "льготном эмиссионном кредите", а также в кредите за счет индийского госдолга, но три месяца назад он пообещал способствовать выделению коммерческого кредита под правительственные гарантии. Несколько дней назад, когда прошла торжественная закладка первого фрегата, появилась информация о том, что кредит в 140 миллионов долларов предоставит заводу Внешэкономбанк. Но сегодня стало ясно, что касса у правительства все-таки одна: Сбербанк.
Пока неясно, на каких условиях Сбербанк будет финансировать строительство фрегатов. Ранее обсуждалась такая схема: завод берет кредит под 11% годовых (или и того меньше), но, поскольку таких кредитов не бывает, разница между реальной и "льготной" ставкой покроется из госбюджета.
Вскоре должно состояться собрание акционеров Сбербанка, крупнейшим из которых является Центральный банк. Вот тогда-то мы и узнаем, довольны ли они сегодняшними решениями.
М_Л