Так часто бывает, что излишние амбиции распыляют силы даже очень сильного игрока, и он начинает терпеть неудачи там, где, казалось бы, просто обязан был выиграть. Когда Владимир Путин сформировал в 2008 году свое правительство, куратором топливно-энергетического комплекса в нем стал Игорь Сечин. Ближайший путинский соратник, бывший с президентом бок о бок еще со времен питерской мэрии, и без того имел славу одного из лиц, стоящих за многими решениями президента. На его счету уже было создание мощной компании «Роснефть» за счет раздербанивания ЮКОСа, победа в споре с «Газромом», а тут еще и пост куратора ТЭК.
Переход Сечина на пост главы «Роснефти» после возвращения Путина в Кремль, казалось, влияния Сечина не уменьшит, даже увеличит. Новый глава госкомпании почти сразу возглавил президентскую комиссию по ТЭК (стал секретарем — то есть формально вторым лицом в комиссии) и создавалось полное впечатление, что все вопросы в ТЭК будут и впредь решаться через всесильного Игоря Ивановича Сечина. Тем более, что новый куратор ТЭК в правительстве — вице-премьер Аркадий Дворкович — казался фигурой куда более слабой и явно неконкурентной путинскому протеже.
Однако «быстро съесть» правительственного чиновника у Сечина никак не получилось. А в последнее время сам глава «Роснефти» терпит пусть незначительные, но неприятные поражения на разных фронтах.
13 августа в рамках визита Владимира Путина в Азербайджан было подписано соглашение между «Роснефтью» и Государственной нефтяной компанией Азербайджана. Подписали документ в присутствии президентов двух стран. Речь предварительно шла о создании СП с целью разработки месторождения «Апшерон», а потенциально и проекта «Шах Дениз-2» (агентство Reuters о таких переговорах сообщило еще в конце июля). Однако, согласно утверждениям источников, близких к переговорному процессу, недавно концепция была пересмотрена, «Роснефти» с некоторой вероятностью не удастся принять участия в азербайджанских проектах и уж точно Сечину не светит стать главном провайдером интересов российского бизнеса в Азербайджане. Противником сотрудничества компании под руководством Сечина с азербайджанцами, по словам одного из осведомленных чиновников, выступил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.
«Лукойл» давно работает на Каспии, в том числе и на азербайджанских проектах. В «Шах Дениз-2» у «Лукойла», например, доля в 10 процентов. Вагит Алекперов пару месяцев назад публично поддержал на выборах в Азербайджане Ильхама Алиева — в общем не чужой для компании регион. И вряд ли «Роснефть» нужна «Лукойлу» в качестве основного провайдера интересов российского бизнеса в регионе. Ресурс Путина пополам не делится, тем более на международной арене. И похоже, что Сечин Алекперову это сражение проиграл.
И это не единственное поле для борьбы. Скажем, в белорусских медиа в последнее время обсуждается идея установления за «Роснефтью» статуса эксклюзивного поставщика российской нефти в Белоруссию, каковая схема может заработать чуть ли не с 2014 года. Вагит Алекперов и тут выступает против, и на его стороне - российское законодательство.
Не везет Игорю Сечину и во внутрироссийских делах. Недавно на Дальнем Востоке он ощутил серьезное сопротивление планам компании со стороны государственной «Транснефти» во главе с другим путинским выдвиженцем Николаем Токаревым: «Транснефть» выступила против идеи Сечина по строительству нефтеперерабатывающего завода в Находке, полагая, что имеющихся мощностей вполне достаточно для обеспечения региона горючим.
К тому же находящийся в хороших с Сечиным отношениях вице-премьер по делам Дальнего Востока Виктор Ишаев был отправлен в отставку (по слухам может в ближайшее время занять пост вице-президента «Роснефти», если уже не занял). Конкуренты еще и упрекали «Роснефть» в искусственном завышении цен в регионе и компания была вынуждена цены заморозить, формально по требованию Путина и из-за последствий паводка. Но посмотрим, будет ли шествие компании по Дальнему Востоку столь же триумфальным, как это было до сих пор, когда когда Сечин обещал вложить в регион в ближайшие годы несколько триллионов рублей.
Неудачей для Игоря Сечина выглядит и смена губернатора в другом регионе на другом конце страны — в Ставрополье. Еще будучи вице-премьером правительства Путина, он был десантирован сюда улучшать результаты «Единой России» на выборах 2011 года. Результаты получились вполне себе. Но вот недавно с поста губернатора убрали человека Сечина Валерия Зеренкова. Вместо него губернатором назначен Владимир Владимиров, в последние годы работавший в правительстве Ямала.
Это все, конечно, мелочи: Игорь Сечин был и остается одной из влиятельных фигур в окружении Владимира Путина. Однако интересы возглавляемой им компании настолько велики, что в аппаратных конфликтах он далеко не всегда может до конца бороться за конкретный проект со всей отдачей. Да и влияние его, надо думать, сейчас не столь безгранично, как считалось еще пару лет назад. Все-таки влиятельные менеджеры нефтяных компаний и «Газпрома» с «Новатэком» Путину тоже люди не чужие.