будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июнь 15, 2025
Страна
Ильин Алексей

Семь часов с Лукашенко. Трудовые будни расширения России на запад

Более семи часов продолжались вчера в Сочи переговоры президентов Путина и Лукашенко. Единственный внятный итог – льготные цены на поставки газа в Белоруссию отменяются, также как и льготные цены на транзит российского газа через Белоруссию. Никакой определенности в вопросе о переходе Белоруссии на российский рубль не появилось.

По всем признакам, Россия стремится к сильной политике на пространстве бывшего СССР, но еще не совсем понятно, к какой именно и каким образом к ней идти. Важный элемент картины – внешнеэкономическая составляющая нынешнего российско-белорусского кризиса.

Транзит газа и через Украину, и через Белоруссию осуществляется на условиях специальных соглашений. В случае с Украиной эти условия четко увязаны в единый пакет: цены на транзит ниже мировых, но и цены на газ, поставляемый из России в уплату за транзит, ниже мировых – примерно 40 долларов за тысячу кубометров. Цены на транзит через Белоруссию еще в 2,5 раза ниже, чем через Украину, а газ Белоруссия получала вообще по внутрироссийским ценам – около 30 долларов. Но прямой связи между этими параметрами не установлено.

Внутрироссийские цены на газ для Белоруссии обосновывались как часть процесса объединения двух стран. Сразу после того, как Лукашенко отказался от согласованного перехода на единую валюту, Газпром объявил, что прекращает переговоры по созданию совместного предприятия на основе Белтрансгаза «из-за непреодолимых противоречий в позициях сторон». Договор Москвы и Минска предусматривал приватизацию белорусского участка газотранспортной трубы стран к июню 2003 г.

Среди противоречий: нежелание Минска передавать Газпрому в рамках акционирования Белтрансгаза контрольный пакет, принципиальные расхождения в оценке стоимости компании (5 млрд. по оценке белорусской стороны, 1 млрд. по оценке Газпрома). Кроме того, Газпром предлагал зачесть при покупке долги Белоруссии за газ (более 150 млн. долл.), а Минск хотел все получить живыми деньгами. Далее, Газпром предложил правительству не продлевать действие соглашения о внутрироссийских ценах на поставляемый в Белоруссию газ, и в субботу Касьянов принял соответствующее решение.

Газеты оценили этот шаг как реакцию Москвы на отказ Лукашенко от прежних договоренностей о переходе на общую валюту. Минск ответил арестом принадлежащих «Славнефти» 15% акций Мозырского НПЗ (на основании решения белорусского суда), а также вообще ничем не обоснованным в правовом отношении сокращением экспорта «Сибнефти» и «Славнефти» по нефтепроводу «Дружба» - проданные этими компаниями на запад 83,8 тыс. т. были перенаправлены на недогруженные белорусские нефтеперерабатывающие заводы. Главной же картой Минска может стать повышение «в разы» цен на транзит по газопроводу Ямал-Европа.

Но у этого конфликта есть и более широкий контекст: стратегические изменения в географии российского газового экспорта. В 90-е Газпром был занят поисками альтернативных маршрутов транспортировки в обход Украины, где нормой были «несанкционированные заборы» газа. Решение видели в строительстве дополнительного трубопровода через Белоруссию и Польшу. Однако тема российской угрозы слишком часто эксплуатировалась во внутриполитической борьбе в Варшаве, с многочисленными скандалами в польских медиа вокруг строительства газопровода, его возможных маршрутов и структуры собственности. В Москве постепенно пришли к выводу, что Польша слишком трудный и ненадежный партнер. Поэтому строительство второй нитки Ямал-Европа, которое, по российско-польским соглашениям, должно было завершиться в 2001 г., все время откладывалось.

Между тем, сами разговоры об альтернативном газопроводе заметно облегчили переговоры о газовом консорциуме с Украиной при участии Германии и, возможно, других стран ЕС и открыли для России возможность управления украинским участком газопровода в Европу. Воровство газа на Украине, кажется, прекратилось. В глазах Москвы Украина стала выглядеть достаточно надежным партнером, и уже планируется при участии Газпрома строительство нового газопровода из Казахстана через Украину.

С другой стороны, началась подготовка к созданию российско-британского консорциума для прокладки газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря, о чем и было объявлено как о деле решенном во время официального визита Путина на острова летом 2003 г. Все это делает ненужным строительство второй ветки газопровода через Белоруссию и Польшу.

В феврале 2003 г. Москва и Варшава пересмотрели газовое соглашение. Россия согласилась уменьшить объемы поставок по жесткой схеме «take or pay» (обязательство потребителя выкупить не меньше заранее согласованного объема газа), получив среди прочего отмену обязательства строить вторую ветку. Впрочем, Газпром продолжает утверждать, что решения об отмене строительства никто не принимал.

В этих условиях Москва не торопится даже с достройкой первой очереди ямальского газопровода. Для ее нормального функционирования необходимо ввести дополнительные насосные станции и газохранилища на территории Белоруссии, иначе критическое падение давления в трубе, уже случившееся в этом году, может стать регулярным.

Похоже, что в сфере газового экспорта, также как и нефтяного, Москва постепенно создает новую ситуацию, при которой прежние (или потенциальные) монополисты транзита лишаются возможности диктовать свои условия. Поэтому Газпром и смог занять более жесткую позицию на переговорах с Минском по вопросу об условиях приватизации Белтрансгаза.

Остаются открытыми несколько вопросов. Неясно, имеем ли мы дело просто с очередным маневром с целью сделать Белоруссию более сговорчивой по сценарию, который сработал с Украиной. Поручение Газпрому возобновить переговоры по созданию совместного предприятия на основе Белтрансгаза, кажется, говорит в пользу такой версии. Но возможно, что Москве уже действительно не нужно увеличение транзита через Белоруссию.

Если верно второе предположение, то это открывает новые перспективы в отношениях Москвы и Лукашенко. До сих пор Лукашенко неизменно «приплачивали» политическую ренту из-за того, что Белоруссия рассматривалась как едва ли не единственный надежный транспортный коридор в Европу. Созрела ли ситуация для того, чтобы целиком снять эту ренту? Как далеко готова пойти Москва в своем давлении на Лукашенко? Батька очень неудобный партнер, но у него есть важное, с точки зрения Москвы, преимущество: свобода маневра у Лукашенко крайне ограничена, на Западе его никто не ждет. Поэтому давить Москва будет, но играть на свержение Лукашенко – вряд ли.

Ильин Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).