будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
православие
Ноябрь 12, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Сергиевский путь: назад или вперед?

Сергиевский путь: назад или вперед?
radonezh-1
Патриарх Кирилл и Владимир Путин. Источник: Фото: patriarchia.ru

Президент и патриарх РПЦ МП вместе посетили Троице-Сергиеву Лавру в день юбилея со дня обретения мощей великого православного святого и великого человека Древней Руси игумена Сергия Радонежского. «Игумен земли русской» остается, вероятно, самым известным древнерусским святым, имя которого связано с героической эпохой в истории Московской Руси и с созиданием настоящей и большой аскетической традиции в лесах и болотах Русского Севера. Не знавшие христианской проповеди города, веси и целые народы получили ее благодаря ученикам Сергия. Они стали повсюду проповедовать и строить монастыри. Некогда Федотов заметил, что у нас колонизация была монастырской – сначала строили обители, а затем земли вокруг них обживались.

Вместе с тем древнерусская святость, которую патриарх назвал образцом для всех русских людей, и сама история Древней Руси до сих пор существуют в режиме прерванной истории. Дело в том, что разлом 17 в., называемый Расколом, отломил новую петровскую Россию от ее древнерусского корня. Порядки и обычаи старорусские были объявлены «дикостью», и в эту «дикость» совсем не хотелось возвращаться. О той эпохе вспоминали разве в связи с Куликовской битвой, которая была символом освобождения от «монгольщины». А что же преемство? Как можно формализовать то, что было в свое время отвергнуто и оплевано – ту самую среду «дикой подмонгольской Руси», в которой жил и существовал знаменитый игумен? Западнический выбор, кажется, поставил крест на той траектории Европы, которая пролегала через Византию и частью которой был Сергий. Правда ли, что существует только бинарная логика: или монгольская «дикость» - или переливание западноевропейской крови в сосуды русского народа?

 
Фото: patriarchia.ru

На этот вопрос можно ответить так: нет, такая бинарность необязательна и да, такой способ есть, однако он довольно сложен. Он означает отказ от реставрации и самоизоляции и установку на саморазвитие и договоропригодность. Вкратце это значит, что надо не реставрировать, а строить, не обижаться, а договариваться и не искать, кто украл у нас, а развиваться и производить смыслы. Это и есть путь Сергия, если смотреть на него под углом примера для народа. Он заключается в трех правилах, извлекаемых из жизни Сергия: неутомимом учении, смирении и созидании. О стремлении Сергия к учению свидетельствует известный эпизод с дарованием ему еще в детстве способности постигать науки, несмотря на «неспособность». Эта установка на преодоление «неспособности» исключительно важна в выстраивании нашей национальной стратегии. Что касается смирения, то в житии 1-й Сергия Пахомиевской редакции есть такой эпизод:

Бе бо обычай добраго и мудраго пастыря: в глубокий вечер исхожааше и обхожаше болныя и посещая братию по кельям, хотя увидети коегождо деланиа; его же слыша бдяща и молящяся, или божественое писание почитающе, или рукоделие безмолвием делающе, от сих тихо отхожаше, благодаряше Бога о нихъ, а его же обрящет неполезно творяща, о семь негодоваше, но с молитвою ударяя, назнаменуя, прохожаше.

 
Фото: patriarchia.ru

Проще говоря, Сергий, даже видя, что кто-то ведет себя неправильно, удерживался от обличения, а реагировал лишь постукиванием в било и молитвой. Когда митрополит Алексей уговаривал его принять епископство, Сергий оказывался, понимая, что власть – это бремя и тяжесть. Он не искал своей корысти, всегда уходя на новое место, если поднимались страсти и интриги из-за власти или имуществ. И наконец, Сергий строил, придумывал, изобретал новые обители. Он разрешил построить инокам баню в монастыре, что ранее считалось «негой», т.е. слишком роскошной жизнью, которая не подобает монахам. Но Сергий понимал, что человек нуждается в заботе, и чистота внутренняя связана у нас сильно с чистотой внешней. Это все-таки креативность и поворот сердца к человеку. Без такого поворота в русском человеке остается холодный бездушный характер.

Путь Сергия, если его правильно понять, есть не просто путь возвращения к исконному пути, а путь строительства будущего. Нам нужно преодолеть комплекс колонизированных аборигенов. Русские – не аборигены, колонизированные Петровскими немцами. В нашем прошлом есть европейские ценности, оформленные как «русская святость», надо только отказаться от мысли о том, что у нас в прошлом одна дикость. В исламском богословии есть такое понятие «джахилийя» (дни невежества). Этот просветительский концепт означает, что было все плохо, но пришло просвещение (Коран и Мухаммед) и началось все новое. В роли просвещения у нас выступает пресловутый западный выбор, заставивший Россию в значительной степени отвернуться от своего древнерусского прошлого.

 
Александр Солженицын

Солженицын давно написал: «И сегодня в Сергиевом Посаде при стечении верующих идет вечная неумолчная служба над мощами преподобного Сергия Радонежского, — но богослужебные книги, по которым молился святой, мы сожгли на смоляных кострах как дьявольские. И это непоправимое гонение — самоуничтожение русского корня, русского духа, русской целости — продолжалось 250 лет (не 60, как сейчас) — и могло ли оно не отдаться ответным ударом всей России и всем нам?»

К этому нечего по сути прибавить. Когда я думаю о следовании по пути Сергия, мне видится не возвращение в прошлое, а строительство большого и глубокого европейского российского будущего. Но на этот путь надо встать.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).