Для журналистов Десятый съезд Единой России начался с неприятной очереди на входе в Гостиный двор. Ожидалось появление президента и премьера, а значит Федеральной службе охраны приходилось быть особенно внимательными.
Первые пару часов журналисты были предоставлены сами себе, шатались по Гостиному двору и пытались допросить прибывающих делегатов и гостей на предмет чего-то. Одним из первых им попался Владимир Платонов, глава Мосгордумы. Владимиру Михайловичу пришлось объясняться за недавнее предложение Юрия Лужкова вернутся к выборам губернаторов. Главный железнодорожник страны Владимир Якунин говорил о необходимости сократить инвестпрограммы в условиях «глобального финансового кризиса». Адвокат и, одновременно, горячий сторонник Владимира Путина Павел Астахов рассказывал о трех знаменитых грузовиках подписей в поддержку Владимира Путина, о которых так много говорили накануне выборов в Госдуму осенью 2007 года на федеральных телеканалах. Накануне съезда движение в поддержку Владимира Путина во главе с Астаховым вдруг возродилось из пепла в медиа-пространстве, и знаменитый адвокат, наконец, раскрыл тайну возникновения трех грузовиков. По словам Астахова, до него добрались люди из Сибири и заявили, что у них есть много миллионов подписей за Путина. Но самих подписей адвокат вроде бы сам не видел. Слушатели предположили, что те самые грузовики и поныне так и стоят где-то в Твери. После этого Астахова захватили две начепуренные блондинки с Russia.ru, от которых своего хорошего знакомого смог спасти только телеведущий Владимир Соловьев. Министр финансов Алексей Кудрин внушал публике - кризиса у нас нет, а глава РСПП Александр Шохин рассуждал о том, как бы этот самый отсутствующий кризис получше пережить.
Журналисты долго ждали презентации нового сайта партии, был даже найден монитор, на котором, предположительно, должна была проводиться эта презентация. Но сайт до появления Дмитрия Медведева так и не заработал, а после появления президента, стало не до сайта. Одна из частей большого зала Гостиного двора была отгорожена от остального пространства. Там были сооружены стены, сцена и трибуны с евроремонтом. Чем-то эта конструкция напоминает ринг для бокса, только в центре не дерутся два мужика, а выступают партийные деятели, а вокруг них сидят делегаты.
Несколько опоздав, в зал вошли руководители партии — Шаймиев, Шойгу, Грызлов, Лужков и Путин. Вместе с ними шел президент Медведев. Начал председатель партии Владимир Путин. По его данным, кворум был обеспечен и он объявил съезд открытым. Минут пять заняло приветственное слово президента, вторым выступал уже премьер-председатель партии. В ходе его получасового выступления подчеркивалось разграничение власти между ним и первым выступающим. Если 5 ноября в Кремле Медведев формулировал проект политической реформы и стратегические задачи, то сейчас в Гостином дворе Путин говорил только о конкретных пунктах борьбы правительства и партии с кризисом. Премьер читал вслух все о новых и новых антикризисных мерах, снижении разнообразных налогов. Из стройной речи выбилось только обещание налоговых скидок тем, кто строит или покупает себе жилье. Почему-то в этом месте он запнулся три раза, что, впрочем, не помешало делегатам и гостям съезда аплодировать и запинкам тоже.
Спикер Госдумы фактически лишь расширил несколько тезисов премьер-министра. То и дело он ссылался на слова Путина, сказанные несколько минут назад. Складывалось впечатление, что делегаты успели забыть слова премьера и лидера партии, а Грызлов спасает их от этакой неловкости. В интересном контексте он сослался на Юлию Тимошенко. Грызлов сказал, что глава правительства Украины пообещала национализировать предприятия у тех собственников, кто посмеет уволить хотя бы одного работника. Но это, по словам Грызлова, конечно же незаконно и нарушение прав человека, чего мы, в России, допустить не можем. Однако не явно высказанная перспектива национализации предприятия у социально безответственных собственников все же прозвучала.
Во время первого перерыва делегаты должны были поменять пропуски на официальные мандаты, которыми можно будет голосовать, а представители прессы собирались пообедать. Но жизнь распорядилась по-своему. Многие делегаты и гости съезда решили уйти по своим делам — в первую очередь это сделали Путин с Медведевым, а за ними уж и многие остальные, в том числе, например, Валентина Матвиенко. А вот журналисты вместо обеда занялись Виктором Януковичем, который собрал вокруг себя больше телекамер, чем все остальные единороссы вместе взятые. Экс-премьер-министр Украины главным образом ругался на нынешнего премьер-министра, что вполне вписывалось в политику братской партии. В конце Борис Грызлов все-таки вышел к большому монитору представить журналистам новый сайт ЕР. Его функция ограничилась нажатием священной кнопки на клавиатуре, после чего он убежал вести заседание дальше. К концу на съезде присутствовало откровенно мало журналистов, мало кто осмеливался остаться на процедуру подсчета голосов, или выступления с отчетом о работе за истекший срок партийных функционеров.
ФОТОРЕПОРТАЖ Ильи Карпюка с места событий