будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
РПЦ гомосексуализм Всеволод Чаплин
Июнь 16, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Шаманские танцы с геями

Идея поддержать возвращение статьи «за мужеложество», которую рекламирует протоиерей В. Чаплин,  на самом деле отражает только болезненное нежелание и неготовность церкви обсуждать серьезную внутреннюю проблему, которую поднял в своем блоге и ряде выступлений дькон А. Кураев. И вместо того, чтобы что-то сделать с «голубым лобби» в РПЦ, а вовне транслировать уверенность в скором очищении церкви и улучшении ее имиджа, информационные структуры РПЦ продолжают унылый и бесперспективный антигей-троллинг в стиле Милонова. Расценить это можно только в одном смысле – как нежелание разбираться с внутренними проблемами (которые стали уже достоянием гласности).

Внутреннее устройство РПЦ таково, что все вопросы нравственной дисциплины решаются подальше от чужих глаз по внутренним правилам и понятиям. В случае же, если прав Кураев, и внутри церкви действует особая форма организации, построенная на гей-солидарности, перспективы расследования и наказания очень слабы.

Жесткое неприятие российским общественным сознанием гомосексуальности вытекает из двух источников. Один источник – это архаическое сознание, которое предполагает жесткую отделенность нормы от ненормальности, а второй – социальное маркирование изгоев. Плохо это или хорошо, но гомосексуальность стоит за границей нормы, так как она понимается у нас сейчас.

Можно списывать это на демографическую форму сознания: половые контакты возможны только с перспективой рождения детей. А можно рассуждать о том, что это влияние лагерных понятий, как это делает О. Аншаков, т.е. гомосексуальность табуируется обществом как маркер социальной униженности, принадлежности к изгоям, париям. Здесь работает подсознательная ориентация на выживание популяции, которой препятствуют девианты.

В результате у нас на уровне всей популяции выработалось двойственное отношение к людям с уродствами и патологиями: жалость и отвращение. С геями сложно еще то, что под давлением европейского смещения ценностей в сторону принятия гомосексуализма в качестве варианта нормы, само гей-сообщество стало пытаться поменять свое социальное место на более привилегированное. А в тех случаях, когда геи пытаются более активно отстаивать свои права в качестве одной из базовых каст, это вызывает обратную реакцию общества по защите статус-кво.

Тут все понятно. Отвращение к гомосексуальности, таким образом, - не признак какой-то особой жестокости или «лагерного сознания», это – рефлекс популяции, чувствующей угрозу для выживания. В целом личная жизнь становится все более закрытой зоной, и участие в ней общества перестало быть сильно заметным. Если речь идет о гомосексуальности как форме личной жизни, то тут в России все примерно так же, как и во многих слабо модернизированных странах – имеется архаический тип общественного контроля за поведением людей (все общество отвечает за каждого члена), но он сосуществует с автономным типом личного поведения (каждый отвечает сам за себя). Проблема возникает при попытке переопределить теоретические координаты, переписать правила общественной системы ценностей. А это уже попадает под действие закона о пропаганде гомосексуализма. Такая у нас политейя, против нее не попрешь – свобода на личном уровне, но жесткая регламентация поведения на общественном.

Другое дело – уголовное преследование. Декриминализация гомосексуальности – объективный мировой тренд, и рекриминализировать ее не выйдет ни при каких условиях. Именно поэтому рассуждения о референдуме за «возвращение статьи» есть бессмысленное сотрясание воздуха с точки зрения юридической перспективы. Но в этическом смысле это гораздо хуже – эскалация неприязни и/или ненависти к какой-то группе, пусть даже и девиантной, плохо само по себе.

 

Призывы «сжигать сердца» геев или «вернуть статью» – это просто шаманские танцы. Мобилизация населения на борьбу с геями не имеет ни смысла, ни внятного объяснения. Гомосексуалисты не угрожают гетеросесуальному большинству, а зоофилы не угрожают антропофилам (тем, кто любит людей). Эта советская статья может иметь только один смысл – предоставлять в руки государства еще одно средство контроля за личной жизнью человека. А это уже опасно и безнадежно устарело. Можно, конечно, вообще ввести смертную казнь за гомосексуализм, как в некоторых исламских странах. Можно ввести публичные порки неверных жен на площадях, можно отсекать руки за воровство. Но улучшит ли это общественную ситуацию, исправит ли нравы, прекратятся ли супружеские измены и воровство, если за них станут карать жестоко и публично? Едва ли.

Именно поэтому попытки провести референдум – это такие шаманские танцы, нужные только для отвлечения внимания от той репутационной катастрофы, которая разворачивается вокруг церкви. Девальвация этого общественного института в результате прошедших скандалов с нанопылью, часами патриарха, иеромонахами на лимузинах, сбивающими детей, теперь дополнились делом священника Грозовского, обвиненного в педофилии, и на горизонте - казанское дело и тверское с изнасилованиями семинаристов и кучей леденящих душу подробностей.

Говорят, что самые жестокие гомофобы – это именно латентные гомосексуалисты. Чтобы оттянуть, если уж нельзя предотвратить, новый акт катастрофы с РПЦ, которая может поставить под вопрос церковно-государственный конкордат, и нужны шаманские пляски. Если не можешь предотвратить, надо возглавить. Толку большого все равно не будет, так хоть покричим.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).