Около 150 протоколов об административных правонарушениях составлено по итогам несанкционированной акции на Триумфальной площади, сообщили "Эху Москвы" в ГУВД. При этом в милиции утверждают, что все задержанные отпущены по домам.
Между тем представители оппозиции говорят, что, по данным на утро 1 июня, более десятка человек оставались в отделениях милиции, в том числе 84-летний ветеран войны Владимир Бурцев. В отношении него протокола не составляли.
Напомним, во время традиционного по 31-м числам (в защиту 31-й статьи Конституции, которая разрешает мирные собрания и митинги) "марша несогласных" на Триумфальной площади в Москве были задержаны около 170 человек.
Получить разрешения на митинг на Триумфальной площади "несогласные" не могут уже девятый раз. На это раз поводом для отказа стала по странному совпадению проходившая здесь же акция прокремлевских молодежных движений в защиту донорства.
Организаторами очередной акции "несогласных" выступили сопредседатель коалиции "Другая Россия", лидер запрещенной Национал-большевистской партии Эдуард Лимонов, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и представитель прокоммунистического "Левого фронта" Константин Косякин.
По наблюдениям журналистов, протестующих на Триумфальной площади собралось около 600, люди скандировали "Шевчук молодец!" и "Россия без Путина!". Милиция начала задерживать собравшихся практически сразу и действовала как обычно жестко: несогласных валили на землю, выкручивали им руки. Задержанных распределили по большинству ОВД Центрального административного округа столицы. Большинству из них предъявлены обвинения в сопротивлении сотрудникам милиции при задержании (часть 3-я статьи 19-й КоАП). Если их вина будет доказана, им грозит до 15 суток лишения свободы.
Организатор параллельной акции «Спасая жизни», депутат Госдумы Максим Мищенко ("Россия Молодая") заявил, что "оппозиции нужна провокация": "Мероприятие, которое вчера проходило на Триумфальной площади, было запланировано у нас давно. Мы, как всегда, опередили с подачей заявки на проведение акции нацболов, которые регулярно от лица «Солидарности» ходят в мэрию. Они, благодаря своей медлительности, регулярно просыпают и не успевают вовремя подать заявку. У нас были многочисленные акты столкновения у здания мэрии. Мы приходим, чтобы занять очередь и подать заявку в 3-4 часа утра, а они приезжают часов в 7 и пытаются нас выпихнуть. В этот раз наше мероприятие было запланировано как культурно-массовое. Мы подали заявку за 30 дней, как того требует закон. А они пришли с заявкой на митинг за 15 дней до его проведения. Ничего удивительно в том нет, что в мэрии им отказали, ведь площадь была уже занята. Естественно, нацболы, как всегда, выразили недовольство и решили провести несанкционированную акцию, что и произошло".
Мищенко заявил, что действия милиции, задерживавшей несогласных были оправданы, "сотрудники милиции предотвратили провокацию. Ведь оппозиционеры появились на площади, когда там проходило наше санкционированное мероприятие".
На вопрос не случайно ли они выбрали для проведения акций 31-е число, Мищенко ответил:
"Мы свои акции проводим регулярно, начиная с прошлого года, развиваем донорство. И каждый последний день месяца, не только 31-го числа, мы появляемся на Триумфальной площади. Нас обвиняют в том, что якобы мы специально выбрали именно эту дату, 31 число. Я хочу сказать, да, этот момент присутствует, потому что национал-большевики - это экстремистская запрещенная партия, которая использует грязные политические технологии для своего продвижения. Нацболы - наши политические оппоненты. Я не вижу ничего предосудительного в том, что мы используем этот вполне легальный метод политического противостояния, мы действуем в рамках закона. В данном случае нарушают закон они. Им неоднократно предлагались другие места, другое время проведения акций, но они на это не соглашаются, хотят «протестовать» именно на Триумфальной площади".
Кроме того, он заявил, что несогласные специально выбирают Триумфальную площадь. "Им нужна провокация. На Триумфальной площади скапливается огромное количество людей. Вчера им удалось добиться этой провокации. Огромное количество людей не попало в концертный зал имени Чайковского, где был запланирован концерт. У людей были куплены билеты, но они не смогли туда пройти, потому что вход был блокирован".
За происходящим на Триумфальной площади наблюдал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который обещал разобраться, "почему один митинг санкционирован, а другой - нет", и отмечал, что митинги проводятся не с санкции, а по уведомлению.
В Санкт-Петербурге во время аналогичной несанкционированной акции, которую устроили нацболы у Гостиного Двора, были задержаны около 60 человек.
Зато вторая акция - на Дворцовой площади в Петербурге - прошла спокойно. Там собрались активисты "Солидарности", ОГФ и "яблочники". Было около 500 человек, люди читали в громкоговоритель стихи, милиция их не разгоняла. На акции присутствовал специально прилетевший на митинг депутат Европарламента Хейди Хаутала.
Все это происходило после беседы Владимира Путина с музыкантом Юрией Шевчуком, в ходе которой премьер в довольно туманной форме признал, что граждане хотя и имеют право выражать свое несогласие, однако должны согласовывать это с властями, "не мешать дачникам", а протест должен быть "конструктивный". Как позже пояснил его пресс-секретарь Дмитрий Песков, "Путин ничего не разрешал".