будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минобрнауки образование школа
Июль 12, 2025
Страна
Логинов Дмитрий

Школа: необходимый минимум образования

Школа: необходимый минимум образования
243716_1000x683_347_1f46afee56afc0dab6a80b140abe803c
Урок в средней школе. Источник: Андрей Никеричев / АГН "Москва"

Все большее число родителей недовольны российскими школами, показал четырехлетний мониторинг РАНХиГС, проведенный по заказу правительства Российской Федерации. По данным мониторинга, самыми часто встречающимися претензиями стали нехватка педагогов и недостаточная техническая оснащенность школ. По словам экспертов, недовольны в основном те родители, чьи дети учатся в сельской местности.

Действительно, в течение примерно 10 лет в России проводилась так называемая «оптимизация» сельских школ (и, видимо, их учителей). В результате с 2005 по 2016 год количество таких учебных заведений уменьшилось с 40 тысяч до 24 тысяч, то есть на 40%, приводит данные Росстата газета «Известия».

 
Приморский край, село Григорьевка, 2014
primorsky.ru

При этом качество преподавания абсолютное большинство – 86% респондентов – считают достаточно высоким, и этот показатель почти не менялся за годы исследования. В то же время экспертам внушает беспокойство тот факт, что родителей школьников все больше волнует нехватка учителей. Если в 2014 году это считали проблемой 12% родителей, то в 2016 – уже 19,7%. Кроме того, по данным мониторинга, доля родителей, которых не удовлетворяет техническая оснащенность школ, с 2013 по 2016 год выросла в полтора раза – с 8,2% до 12,1%.

Первый зампред комиссии Общественной палаты по образованию Людмила Дудова считает, что растущее недовольство родителей нехваткой кадров имеет основания: если в начале прошлого десятилетия в стране работали 110 педагогических вузов, то сейчас их осталось 39. Вместе с этим упало и качество подготовки учителей, передает ее мнение газета.

В то же время профессор Института образования НИУ ВШЭ Константин Ушаков, например, полагает: рост недовольства школами связан с тем, что россияне стали связывать благосостояние и положение в обществе с образованием.

Поговорить с «Полит.ру» о ситуации согласился Дмитрий Логинов, старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По его мнению, высокий показатель удовлетворенности качеством преподавания обусловлен, в частности, тем, что родители школьников постоянно пользуются услугами дополнительного образования, а от школ ждут только необходимого базового минимума знаний.

«Как вы знаете, в РАНХиГС проводился мониторинг того, насколько люди удовлетворены школьным образованием. По нашим данным в целом родители декларируют достаточно высокий уровень удовлетворенности различными аспектами школьного образования. А если говорить в цифрах, то минимально удовлетворительные позиции – это техническая оснащенность школы и укомплектованность школ педагогическими кадрами. Не даже по этим позициям количество родителей, которые говорят, что «скорее не удовлетворены» или «полностью не удовлетворены» ситуацией составляет не более 15% по каждой из позиций.

По большинству оценочных позиций более чем половина родителей полностью удовлетворены положением дел, а значительная часть остальных говорят, что они «скорее удовлетворены, чем нет». То есть какой-то явной массовой проблемы с точки зрения родителей в школах не наблюдается. Но в чем может состоять или появляться проблема – сейчас или в ближайшие годы? Дело в том, что такой высокий уровень удовлетворенности школой сочетается с тем, что родители массово водят детей на различные дополнительные обучающие и воспитательные занятия (кружки, секции, репетиторы). И массовое обращение к дополнительному образованию начинается уже с младшей школы, к старшим классам школы становясь практически повсеместным – что особенно верно в отношении тех детей, которые нацелены на поступление в вузы.

 
Детский фестиваль науки в Московском Дворце пионеров
Дмитрий Ермаков / АГН "Москва"

То есть все последние годы те проблемы и те лакуны школьного образования, которые родители видели или предполагали, они просто заполняли дополнительными услугами. А в последние два-три года (и, видимо, в ближайшие несколько лет) на фоне кризисных явлений в экономике и на фоне снижения уровня жизни значительных групп населения это дополнение может для родителей стать проблемой. И, будучи не готовы в той же степени оплачивать в полной мере дополнительные услуги, часть родителей эту потребность попробует возложить на школу. А школа готова только к тому, что она может дать. И здесь возможна некоторая проблема.

Что касается других поводов для недовольства родителей, то еще раз скажу: про недовольство можно говорить крайне мягко, потому что уровень недовольства – это максимум 15% по позициям укомплектованность школы учителями» и «техническая оснащенность школ». По всем остальным позициям, в том числе и «качество преподавания», мы видим гораздо более позитивные оценки. То есть качеством преподавания полностью удовлетворены или скорее удовлетворены около 90% родителей. Это связано с тем, что, во-первых, большинство родителей крайне ответственно относится к выбору школ для своих детей. И многие родители стараются устроить ребенка в ту школу, которая соответствует его возможностям и притязаниям.

То есть те родители, которые нацелены на высокий уровень преподавания, озабочены тем, чтобы найти для ребенка школу (и устроить его туда), где уровень и качество преподавания по их мнению высоки. А в том случае, если качество преподавания родителям недостаточно, то, опять же повторюсь, это дополняется внешкольным дополнительным образованием. И, исходя из этого, качество преподавания в школе кажется родителям достаточным – потому что то, чего не хватает, восполняется. И родители, как мы видим, не предъявляют к школе повышенных требований.

Родители осознают и предполагают, что школа – это хороший, достаточно качественный «социальный срез». То есть в школу в целом можно безбоязненно отдавать ребенка, не опасаясь, что с ним там что-то случится. Это первое. Второе – что туда можно отдавать ребенка, предлагая, что минимально необходимый уровень образования он там получит. А если родители нацелены на поступление в особенно престижные вузы, то они изначально понимают, что школа не даст знаний, которые позволят сдать ГИА и ЕГЭ на высокие баллы. Школы, строго говоря, на это и не нацелены – они не ориентируются на то, чтобы всем дать 90 баллов на ЕГЭ. И для этого родители ведут ребенка на дополнительные занятия.

Вот так можно описать эту систему с точки зрения родителей, и отсюда мы приходим на достаточно высокие оценки со стороны родителей по разным аспектам обучения. То есть в школе, безусловно, не все идеально, но баланс в последние годы в той или иной степени с точки зрения родителей был достигнут.

Хотел бы добавить по поводу нехватки учителей кое-что такое, что мы видим и о чем говорят директора школ. Они говорят, что нехватка учителей – это проблема, которая крайне остро стояла в 1990е – начало 2000-х годов. В последние же годы, в том числе и вследствие выполнения майских указов (то есть в той или иной степени повышения оплаты труда учителей; безусловно, не полностью и не все учителя удовлетворены, но, так или иначе, некоторое повышение оплаты труда произошло), эта проблема значительно сглажена. Она до сих пор существует, но локально. И в большей степени это – проблема школ из сельских поселений и малых городов, там проблемы решаются совмещением.

В крупных же городах проблема массово не стоит – что, конечно, не отменяет того, что в какой-то отдельно взятой школе может не оказаться какого-то предметного педагога. Но это уже далеко не 1990-е, когда с укомплектованностью было очень жестко», – сказал Дмитрий Логинов.

Логинов Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).