Шохин "фиксирует" ситуацию с кредитами, Балканами, политикой и курсом доллара
Депутат Шохин, известный своей умеренностью и рассудительностью, дал сегодня пресс-конференцию, на которой высказался по животрепещущим темам - кредиты МВФ, поведение России в балканской войне, политическая ситуация внутри страны, сценарии политического развития ближайшего будущего, курс рубля и скандал вокруг Центробанка и ФИМАКО.
1) Кредиты МВФ
Шохин высказал уже успевшую прозвучать мысль, что "события в Косово могут привести к положительным последствиям, в том числе и для финансово-экономических переговоров". По мнению Шохина, в результате "должна произойти деполитизация этих переговоров", чему прямым свидетельством служат недавнее заявление министра финансов США Рубина, каковое заявление Шохин назвал "сигналом о том, что акционеры не будут давить на Камдессю". И Шохин не исключил, что "к концу следующей недели будет зафиксировано базовое соглашение о кредите МВФ". "Я не берусь судить, будет ли кредит предназначен для рефинансирования долга, или это будет транш стабилизационного кредита, будет ли ужесточен мониторинг и контроль за его расходованием", - сказал Шохин, однако предположил, что остальные "технические вопросы" будут решены в течение следующей за принятием базового решения недели.
На вопрос "Полит.Ру", какая судьба ожидает кредиты МВФ в случае "адекватных мер" со стороны России - выхода из режима санкций по торговле оружием с Югославией, например, - Шохин был категоричен: в случае глобализации конфликта - возвращения ядерного статуса Белоруссии, выхода из режима санкций и т.д. - "если Россия начнет вести себя неадекватно, ни о каких переговорах речи идти не может". Впрочем, как говорит Шохин и как показывает, например, в целом мирное заявление представителя России в Совете Безопасности ООН, Россия пока, слава богу, избегает резких телодвижений в этой сфере - заявления отдельных агрессивных генералов недорого стоят.
Шохин прояснил и то, что означает недавнее "сближение позиций" между Фондом и правительством. С августа прошлого года, утверждает Шохин, МВФ изменил тактику действий: если раньше для него было достаточно программы, согласованной с правительством и Центробанком, то с конца лета МВФ требует одобрения со стороны парламента. "Руарте, когда приезжал в Москву, фиксировал, что согласованная программа должна быть представлена Думев виде поправок к закону о бюджете", - утверждает Шохин. Основной же достигнутый недавно компромисс, по словам Шохина, заключается в том, что МВФ "согласился не применять эту жесткую технологию". Известно также, говорит Шохин, что миссия МВФ во главе с Руарте "обнулила" утвержденный правительством профицит, то есть признала его нереальным, однако Минфину на переговорах с Беланже удалось "отстоять часть цифры", и поэтому, возможно, вместо предполагаемых 3-4% удастся договориться о, например, 2% первичного профицита.
Шохин считает существенным вопрос о ставке НДС, однако не менее существенным ему кажется вопрос о реорганизации естественных монополий, и, возможно, "решения правительства по Газпрому и РАО "ЕЭС" перевесили прочие существующие недоработки".
Все это должно "получить политическое подтверждение на личной встрече Примакова с Камдессю". (Как только что стало известно, Камдессю действительно прилетает в Москву в субботу. Напомним, что "Ъ-Daily" утверждал сегодня, что скорее всего встреча состоится "в нейтральной европейской стране". Кстати, заметил Шохин на вопрос "Полит.Ру" - чем дальше от Вашингтона и Москвы встречаются Примаков с Камдессю - тем меньше вероятность успеха переговоров.)
При этом Шохин по-прежнему считает весьма жизнеспособной свою идею о параллельных переговорах с Лондонским и Парижским клубами о списании и "взаимозачетах". Напомним, что недели две-три назад он опубликовал в "Ъ-Daily" открытое письмо, в котором выступил с соответствующей инициативой.
2) Косово
Шохин критикует действия и заявления России в связи с войной на Балканах. Признавая, что "НАТО взяло на себя функции Совета Безопасности ООН с молчаливого согласия Кофи Анана", он считает, что у России "был реальный шанс трансформировать военную акцию НАТО в акцию ОБСЕ". Шохин сожалеет, что российская дипломатия не сделала всего возможного - "нужно было, например, настаивать на введении контингента НАТО, который бы, помимо прочего, разоружал военные формирования Армии Освобождения Косово". Причем под флагами ОБСЕ, что "мы не сумели зафиксировать в публичной риторике". (Заметим в сторону и в скобках, что Шохин вообще любит слово "зафиксировать". Сам он фиксирует при любой возможности. Может, из-за этого с ним не дружат Гайдар с Черномырдиным?)
Сейчас же, по мнению Шохина, России вместо заявления о своей принципиальной позиции следовало бы предложить свое решение конфликта, чего она не делает. Не особо одобрил Шохин и разворот Е.М.Примакова в воздухе: "Если бы Примаков на обратном пути залетел в Белград, это было бы изящным завершением его разворота в воздухе".
2) Курс рубля
Несмотря на недавние заверения Лившица, объяснившего девальвацию эмиссией, устроенной Центробанком в начале марта, Шохин более тривиален в поиске причин, утверждая что "рубль ведет себя в основном в ожидании результатов переговоров с МВФ". "Поскольку сейчас все сходятся на мысли, что в результате мертвой петли Е.М.Примакова над Атлантикой ничего страшного в переговорной сфере не случится, он должен стабилизироваться". Шохин предсказывает "стабилизацию" на уровне 24-25 рублей за доллар и "небольшую девальвацию" в апреле, "без больших скачков", с оговоркой, что не произойдет "апокалиптических изменений", которые, как мы знаем, могут в любой момент случиться в любом количестве.
3) Новый политический расклад
Шохин видит еще один плюс для России в натовской акции: имевшую место в результате "консолидацию различных ветвей власти" - то есть имеет в виду то обстоятельство, что страна в едином порыве устроила коммунистическую истерику по поводу защиты сербских братьев. Однако Шохин считает, что, хотя "рано говорить, до каких пределов дойдет единение - будут ли коммунисты настаивать на импичменте", в то время, когда "вся политическая элита демонстрирует единство взглядов и подходов, трудно поверить, что коммунисты возьмутся его разрушить". Шохин предположил, что может быть снят вопрос об отставке правительства Е.М.Примакова или отдельных его членов, обвиняемых в коррупции.
Затем Шохин предложил эксклюзивный - от-Шохина - вариант нового политического сценария, если, предположим, правительство не получит кредитов, то будет отправлено в отставку. Думе будет представлена кандидатура нового премьера, трижды, благо Конституция, как недавно решил КС, позволяет. Дума, понятное дело, кандидатуру не утвердит, и тогда в противоречие вступят две статьи Конституции - одна о невозможности разогнать Думу во время проведения процедуры импичмента, другая - о необходимости разогнать ее в случае трехкратного неутверждения премьера. Что делать? Видимо, обращаться в Конституционный Суд, который должен рассматривать все вопросы строго в порядке поступления и раньше осени ничего не решит. Следовательно, до осени можно спокойно распустить Думу, назначить, например, Чу..., нет, Шохина, премьер-министром, провести все необходимые реформы, получить кредит в 350 миллиардов долларов и проч.
4) Центробанк и ФИМАКО
Шохин не забыл распространиться о новом скандале вокруг ЦБ. То, что ЦБ прятал деньги в ФИМАКО, избегая таким образом возможного ареста счетов (о чем, кстати, утверждает Шохин, МВФ был осведомлен), Шохин назвал "не очень благозвучной конструкцией". "Одно дело - размещать, другое - прятать резервы, тем более через дочерние структуры. Это могло напрячь МВФ". Шохин знает, что резервы принято размещать в каком-то базельском банке под надежнейший процент, а класть их в дочернюю структуру - неэтично и подозрительно.
Кроме того, центральным банкам не рекомендуется размещать резервы на внутреннем рынке, и, "если ЦБ действительно через ФИМАКО и Еврофинанс играл на рынке ГКО, то это, конечно не здорово, потому что Центробанк мог сам влиять на ситуацию, был осведомлен о курсе доллара, процентах и т.д." "Но это, конечно, не преступление", - добавил Шохин.
Уголовное же преступление вырисовывается в том случае, если подтвердится, что "центральные банкиры лично играли на рынке госбумаг". Шохин оговорился, впрочем, что доказательств таких ужасов не приводилось, по крайней мере, он не слышал.
Шохин предлагает безусловно поддержать г-на Геращенко, обратившегося к аудиторам за соответствующей поддержкой.
(Миша Фишман)