будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 17, 2025
Страна

Шойгу как символ «вертикали»

Шойгу как символ «вертикали»
KMO_130270_00570_1h
Сергей Шойгу.. Источник: Павел Кассин/Коммерсантъ

«Зачистка» мэров в Подмосковье показательна не только в плане брутальности нового губернатора, но и в смысле того, что никакая децентрализация в системе «путинской вертикали» невозможна. Кремль управляет губернаторами, губернаторы стараются управлять мэрами. И граждан это, кажется, устраивает.

Проблема муниципальной и региональной власти в России в том, что все разговоры о реальном разграничении полномочий различных уровней власти на практике упираются в вертикальную структуру управления, которая просто автоматически тяготеет к централизации и никак не наоборот. Не работает система власти по-другому, что бы ни произносили правители с самых высоких трибун.

В этой системе реальные деньги и реальные полномочия находятся у федеральных чиновников, существенно меньше денег и полномочий у регионов, совсем крохи — у муниципалитетов. В таких условиях можно выбирать руководителей всех уровней, но такая выборность ничего не даст, пока в стране де-факто не избирается федеральная власть. Потому что вертикаль власти будет самовоспроизводиться, а деньги регионам и муниципалитетам никто не отдаст — не будет стимула.

Вот и новый губернатор Подмосковья Сергей Шойгу явил граду и миру новые управленческие решения, проходящие как раз по разряду «децентрализации по-русски». Нагрянув в конце прошлой недели с визитом в Сергиев Посад, подмосковный глава сходу убрал со своих постов и мэра, и сити-менеджера города. То есть формально они сами сложили с себя полномочия, но после настоятельного требования губернатора, который, в свою очередь, поблагодарил их «за понимание». Одновременно последовала и «демократизация районного масштаба» - Шойгу рекомендовал (уйти в отставку местному руководству он, по выражению «Российской газеты», тоже «рекомендовал») вернуть городу прямые выборы мэра, отмененные лишь год назад.

Теперь в Подмосковье ждут иных смелых управленческих решений, вплоть до массовых отставок мэров. С особым наслаждением «Известия» «проводили» главу подмосковных Химок Владимира Стрельченко, чей скорый уход изданию подтвердили в обладминистрации. Поводом для отставки может стать проблема «обманутых дольщиков». Другие города «на карандаше» у губернатора — по данным издания - Сергиев Посад, Королев, Пушкино, в общей сложности «7-8 городов».

Проблему «обманутых дольщиков» (в кавычках, ибо в каждом конкретном случае она предстает в самых разных ипостасях, вплоть до случаев элементарного корпоративного шантажа) в Подмосковье могут решить уже не один год. На совещании по этому поводу в 2010 году бывший губернатор Борис Громов отмечал, что «в ряде муниципальных образований есть главы, которые не прониклись ответственностью по выполнению плана». «Проблемной» тогда называлась ситуация в Каширском, Рузовском, Пушкинском, Ступинском и Ногинском районах, в городах Балашиха, Химки, Серпухов. «Сейчас в Московской области насчитывается 136 многоквартирных домов, по которым были нарушены сроки строительства. Самыми «неблагополучными» в этом вопросе являются Королёв, Балашиха, Ивантеевка, Ногинский, Люберецкий и Одинцовский районы», - а это уже из пресс-релиза областной администрации по итогам совещания в Химках недельной давности.

Время прошло, а география «проблемных» городов и районов не то чтобы сильно изменилась. Логично, наверно, что созревает управленческое решение — менять власть, раз старая с обязательствами не справляется.

В кейсе "Шойгу и мэры", как в зеркале, отражается вся беда российского федерализма и местного самоуправления.

 

Будь Стрельченко хоть трижды коррумпированным и пятнадцать раз выруби он самолично Химкинский лес, но он не возник из безвоздушного пространства, за него избиратели голосовали. Казалось бы: не Шойгу назначал, не Шойгу снимать, но решение о отставке мэра почему-то генерируется не в головах граждан, а в областной администрации. То же и с грядущими выборами губернаторов, которых сможет увольнять президент.

И добро бы тут была только политическая составляющая. Но ведь и в плане чисто денежном никакой самостоятельности ни регионам, ни муниципалитетам никто предоставлять особенно не хочет. Всякие разговоры о перераспределении средств в пользу региональных и местных бюджетов наталкиваются на ожесточенное сопротивление вышестоящих уровней власти. Те, кто выше, готовы делегировать вниз избыточные и чреватые рисками (в том числе политического свойства) полномочия, но зачастую неготовы даже ненужные самим полномочия обеспечить деньгами.

Очевидно, что большая финансовая независимость повлечет за собой и большую политическую самостоятельность, а этого федеральный центр и региональное начальство натурально боится. 

Во-первых, из-за отчасти справедливых опасений «дадим больше — больше разворуют». Во-вторых, из-за панической боязни второй губернаторской фронды, какую хорошо должен помнить Владимир Путин и работавшая на него администрация Александра Волошина, в упорной борьбе одолевшие губернаторский блок «Отечество-Вся Россия» на парламентских выборах 1999-го года. Тут речь не столько о «развале страны» и «параде суверенитетов», сколько о настоящем страхе за собственную власть.

Если дать регионам или даже муниципалитетам возможность распоряжаться деньгами в большом объеме, то сложно будет «рекомендовать» кому-то уйти в отставку или построить крайне необходимый объект социального значения. Опять-таки и крупный бизнес потянется к региональному начальству по месту дислокации и меньше будет обращать внимание на окрики из ослабленного в этом смысле Кремля.

Путинская система вертикального управления (по сути советская или, скорее, имперская) предопределяет и характер отношений — политических и финансовых — между уровнями власти.

Если региональный начальник отвечает перед Кремлем и с него спросят за дольщиков, пенсионеров, больницы и так далее, то, соответственно, и он требует ответственности муниципалов. Чтобы держать руку на пульсе. Потому и введена во многих регионах система, по которой губернатор может отправлять мэров в отставку, если те чем-то проштрафились. Ну или, как в случае с бывшим главным спасателем, «рекомендовать» уйти в отставку.

В целом вертикальная система управления является вполне рабочей, хоть и не гарантированно эффективной. Однако она соответствует патерналистскому представлению о государстве. Государство в лице центральной власти распределяет все блага своим агентам, его наместники, получая свою долю, осуществляют распределение на локальном уровне. Плоха такая система издержками: чиновники на местах склонны вступать в сговор, после чего распределение получается, мягко говоря, неравномерным. И требуется либо постоянная ротация кадров, либо постоянный пристальный контроль сверху, что осуществить довольно непросто.

Единственный понятный вызов, который мог бы подтолкнуть бюрократию к настоящей децентрализации (перераспределению доходов федерального центра в пользу регионов и муниципалитетов и, как следствие, обострение политической конкуренции) — внешние по отношению к вертикали процессы. Скажем, массовый запрос граждан на участие в управлении и расходовании налогов на общественные нужды.

Пока внятный запрос снизу — за исключением инициатив отдельных энтузиастов — на изменение ситуации отсутствует. Власти такая система устраивает, поскольку как-то работает, а идти на реформы им представляется рискованным, в том числе по описанным выше причинам. Вроде бы проявился в столице массовый гражданский протест, но повестка его по преимуществу была федеральной. Это при том, что в Москве де-факто отсутствует местное самоуправление. То есть: проблема децентрализации управления мало или никак не волнует граждан. Как и какая-нибудь судебная реформа, без которой лозунг «Путин уходи!» становится крайне сомнительным с содержательной точки зрения. Парадокс: граждан не устраивает патернализм, а патерналистская система госустройства и патерналистские управленческие практики рядом с ними им не мешают.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).