Депутаты-единороссы еще до премьерского предложения выступили с инициативой повысить штрафы для нетрезвых водителей. Наказание для пьяных за рулем должно быть ужесточено, считает глава думской фракции «партии власти» Андрей Воробьев. До ста тысяч рублей. Поскольку, по мысли видного партийца, в Белоруссии штраф за аналогичное деяние предусмотрен на уровне 2,5 тысячи долларов. Надо соответствовать передовому мировому опыту. А в случае повторного нарушения Воробьев предлагает и вовсе лишать водителей прав на всю жизнь.
Тут надо оговориться — нарушать правила и тем более ездить пьяным за рулем, мягко говоря, нехорошо. Да и история с московским ДТП кошмарная. Однако же новые санкции представляются не вполне годными и вписывающимися во вполне определенный и очень показательный тренд.
Негодными потому, что количество и доля ДТП с участием пьяных водителей в России была в последние годы на примерно одном и том же уровне. Доля сохранялась на уровне 7 с хвостиком процентов от всех ДТП, число погибших в них — на уровне 2-2,5 тысячи.
Неприятен тренд на ужесточение штрафов тем, что штрафы увеличиваются почти повсеместно. Увеличение штрафов за нарушения закона о митингах — самый громкий, но на деле частный пример общего стремления государства наказать граждан рублем. За нарушения ПДД в середине года были кратно повышены штрафы. Теперь, например, если водителю понадобится высадить пассажира на шоссе с полосой для общественного транспорта (а таких становится все больше), он рискует минимум полутора тысячами рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — тремя тысячами. Не отстают от коллег и налоговики, кратно повысившие пеню за просрочку подачи документов. И так далее.
Фактически разные ведомства в России закручивают «штрафные гайки». Интерпретаций этого может быть несколько. Очевидная: администрировать любые нарушения дорого. Судебные приставы некогда предлагали отменить небольшие штрафы до сотни рублей, поскольку их взыскание обходится казне дороже полученной суммы.
Однако отменить штрафы тоже не комильфо. Во-первых, существует базовый принцип неотвратимости наказания. Во-вторых, большое начальство и впрямь считает, будто санкции и прочие законодательные установления способны решать социальные проблемы. Наконец, есть логика бюрократии - и тут самое интересное.
Безусловно, идея введения каких-то штрафов — не проявление воли «кровавого режима», это узкие ведомственные решения. ГИБДД, ФНС ли, администрация президента посредством санкций пытаются решить узкие ведомственные задачи. Цель бюрократов — оправдать свое существование, а также монетизировать работу конкретной службы. То есть доказать эффективность бурной жизнедеятельностью и отчислениями в бюджет. Так сказать, «выйти на самоокупаемость».
Казалось бы: Путин получил очередной срок, и стоит ждать подачек населению. Но бюрократия рангом ниже активно продвигает разнообразные штрафы. Причем с некоторыми абсурдными эксцессами. Сколько говорили, что эндогенный алкоголь в крови выставляет идею «ноль промилле» в качестве абсурдистской и коррупциогенной затеи? И ничего, любители кефира и кваса теперь должны аккуратнее дышать в трубочки гаишников, видимо. А когда под закон о митингах попадает пенсионер, которого ростовские полицейские буквально заставили подержать плакат оппозиционной активистки, — как такую комедию положений называть?
Похоже, что бюрократия «сильного Путина» у власти восприняла именно в качестве «надо закрутить гайки». То, что политические и социальные риски решений по ужесточению всего и вся (от акцизов на табак и запрет продажи алкоголя в ночные часы до того же закона о митингах) в конечном счете могут похоронить и саму бюрократию, в расчет не принимается. Меж тем, запретительные штрафы и иные санкции увеличивают социальную напряженность, иных проблем не решая. Хотя проблема персонального благосостояния отдельных автоинспекторов, возможно, и будет решена, буде штрафы и впрямь увеличат в разы.