будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество интернет социальные сети
Июнь 14, 2025
Страна
Брауде-Золотарев Михаил

«Штрафовать соцсети за плохую модерацию - негодящая идея»

«Штрафовать соцсети за плохую модерацию - негодящая идея»
7250_1000x750_347_0d883e42e710c768e979659ca895e3d3
Митинг за свободу информации в интернете. Источник: АГН "Москва"

Штрафовать социальные сети за неудаление своевременно противоправного контента, включая недостоверную информацию, предлагают российские парламентарии. Предложение закрепить соответствующие нормы в законе внесли депутаты от «Единой России» Сергей Боярский и Андрей Альшевских.

В представленном ими законопроекте предлагается штрафовать компании на сумму от 30 до 50 миллионов рублей за недобросовестную модерацию. При этом законопроект касается сервисов, которыми пользуются более двух миллионов человек, то есть как социальных сетей, так и мессенджеров, хотя, по словам Боярского, пока речь о мессенджерах не идет.

Что касается информации, подлежащей удалению, то авторы законопроекта относят к ней как и очевидно противозаконную, например, разжигающую рознь, так и недостоверную. Представители соцсетей на это заявили, что не обладают возможностью проверять достоверность всей размещаемой пользователями информации и не считают это вообще осуществимым.

 
Фейками с бесконечными репостами становятся истории детей, поиски которых закончились быстро
vsluh.ru

Прокомментировать ситуацию для «Полит.ру» согласился Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра IT-исследований и экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. По его мнению, это предложение вызвано недопониманием сути проблемы, а реализация подобного рода идей не может улучшить ситуации.

«Тут проявляется общая тенденция, с которой мы сталкиваемся в последние годы: на любые общественные проблемы, как существующие и серьезные, так и несуществующие, надуманные и несерьезные, предлагается реакция в виде ужесточения законодательства, усиления ответственности и прочих усложнений. Общее отношение у меня к этому такое: это негодящий инструмент влияния на ситуацию – он не может повысить качество общественной жизни, снизить какие-то риски и обеспечить более комфортную среду обитания, в том числе в интернете.

Что касается конкретно этих штрафов, то, честно говоря, даже не знаю. Ну давайте еще смертную казнь введем для тех, кто не удаляет какие-то сообщения! Тоже можно предложить. Это же все просто какие-то несоразмерные, неадекватные проблемам механизмы реагирования. Больше того, это просто погоня собаки за собственным хвостом – бесконечный процесс. И в этом процессе, конечно, можно будет «наехать» на какую-то конкретную социальную сеть и ее оштрафовать, но интернет – большой и разнообразный. Ни полиция, ни суд, ни сотни сотрудников правоохранительных органов не могут справиться с надписями на заборах – а ведь это несоизмеримо проще, чем поиск «неприличных надписей на заборах» в интернете. Словом, вода дырочку найдет.

 
Судебное заседание
old.mos-gorsud.ru

И еще: все действия по сокрытию той или иной информации, блокированию тех или иных ресурсов как правило приводили к тому, что посещаемость ресурсов росла или информация по какой-то теме становилась более заметной. Например, идея блокировки «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений» привела только к тому, что в общественном пространстве тема таких отношений стала обсуждаться гораздо больше. То есть с помощью этих мер присутствие темы в общественном пространстве увеличилось, а не уменьшилось.

И так будет всегда: чем больше усилий будут прилагать те или иные органы или организации для того, чтобы бороться с распространением какой бы то ни было информации, тем большую рекламу ресурсы с этой информацией будут получать. Так что мне кажется, что это не очень эффективно. Где такие меры достигают эффекта? Ну, естественно, люди, которые неактивны и неграмотны, начинают меньше это читать и замечать – но только до тех пор, пока «эффект плотины» не срабатывает и информация не переливается. А активная часть населения, конечно, всю эту «заблокированную» информацию и так имеет, доступ к ней получает. Так что все это – чудовищно неэффективно как инструмент.

Что же касается недостоверности информации, то это отдельная история. По всей видимости, следующее, что придумают, – это предложение создать Реестр достоверной информации. И все, что не будет в нем содержаться, будет считаться недостоверным. Как они собираются достоверность определять? А если там есть вещи, которые еще неизвестны? А если там есть записи гипотетические и оценочные? В каком смысле понятие «достоверность» может быть применено к оценочному суждению? «Мне кажется, сегодня погода хорошая» – это достоверная информация? А для меня, допустим, это тоже хорошая погода, лично мне вот кажется, что она хорошая, пусть сегодня дождь, ураган и деревья на машины падают. И что, будет удалять такое сообщение или нет?

 
pixabay.com

Людям, которые так мыслят, предлагая подобные решения, кажется, что они нашли ключик, который все нужные двери откроет или закроет. Но это просто особенность их мышления, оно реальности не соответствует. И очень грустно, когда таких людей среди представителей власти оказывается много. Думаю, они сами не понимают сути своего предложения. Эти люди живут в своем отдельном мире: им кажется, что ужесточение наказания в любой сфере приводит к уменьшению случаев нарушений, к снижению того явления, с которым они борются. Они в самом деле так считают, но в реальности это не так.

Например, усиление наказания за коррупцию в госзакупках не снижает уровень коррупции в госзакупках – потому что цена для тех, кто рискует там, занимаясь нехорошими делами, становится выше. И коррупционность в результате становится выше: людям буквально приходится брать больше, чтобы компенсировать большие риски. А не взять они не могут, потому что коррупция порождена и не жадностью и нечестностью отдельных людей, а системой, которая так функционирует. В этом смысле она неизбежна.

Равно как и добавление, например, в цепочку принимающих решение новых органов, чтобы решения были более коллегиальными, не снизит коррупцию, а только повысит количество денег, которое осядет в каждой дополнительной инстанции, тоже претендующей на свой кусок пирога, раз уж ее к нему допустили. К сожалению, люди этого не понимают. И не понимают, что ужесточение наказания в том случае, если проблема системная, может только ухудшать ситуацию. В лучшем случае это не будет ситуацию менять, но никак не будет ее улучшать», – сказал Михаил Брауде-Золотарев.

Брауде-Золотарев Михаил
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).