Сотрудников МВД и ФСБ, занимающихся оперативной-розыскной деятельностью, могут освободить от уголовной ответственности. Соответствующие поправки готовятся в федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», сообщил заместитель генпрокурора РФ Владимир Колесников на заседании «круглого стола» в Госдуме. «Речь идет об урегулировании, порядке, основаниях и видах преступлений, за совершение которых эти лица (осуществляющие оперативно-розыскную деятельность) могут быть освобождены от уголовной ответственности», — пояснил Колесников. По всей видимости, это надо понимать так, что Генпрокуратура собирается составить конкретный список преступлений, которые оперативники смогут совершать, не боясь наказания.
Колесников также сообщил, что Генпрокуратура уже сформулировала свои поправки в закон, но нужна еще дополнительная доработка.
Как пояснил корреспонденту «Газеты.ру» заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Виктор Илюхин, изменения в закон коснутся «крайне узкого круга лиц, связанных с оперативно-розыскной или, точнее, оперативно-агентурной деятельностью». В частности, рассказал Виктор Илюхин, законопроект будет защищать от Уголовного кодекса сотрудников МВД или ФСБ, которых внедряют в организованные преступные группировки. Как пояснил Илюхин, если оперативника отправляют в ОПГ работать «под прикрытием», ему угрожает не только расправа со стороны бандитов, но и ответственность согласно Уголовному кодексу России: «Несмотря ни на что, сейчас УК РФ предусматривает наказание за само участие в преступной группировке, а ведь оперативник просто по долгу службы может участвовать вместе с бандой и в нападении. И мы должны оградить офицера от наказания буквально за свою работу».
Кроме того, говорит Виктор Илюхин, поправки коснутся и других аспектов, например, уголовной ответственности при создании так называемых легендированных предприятий. «Например, для того, чтобы раскрыть некое преступление, необходимо выйти на контакт с предполагаемыми злоумышленниками в качестве „бизнес-партнеров“. До сих пор непонятно, как регистрировать такие предприятия, как платить налоги, и это серьезные проблемы. А как устраиваться на работу при внедрении в ту или иную коммерческую структуру? Тоже ведь неясно… С одной стороны, это необходимо, а с другой — фактически может нарушить закон», — заявил парламентарий.
Впрочем, пока точного списка статьей Уголовного кодекса, от наказания по которым освободят оперативников-агентов, в Думе нет. «Деяния, наказание по которым предусмотрено УК РФ, но по которым не будут преследоваться сотрудники ФСБ и МВД, следует делить не по степени тяжести, потому как, например, участие в ОПГ является тяжким преступлением, а по характеру: учитывать цели и то, что нет ущерба», — говорит Виктор Илюхин. При этом, по его словам, «о безнаказанных убийствах речи не идет».
С точки зрения российских правозащитников, российские власти просто «национализируют организованную преступность» и приведет это к тому, что будет создана легальная государственная преступность. Как заявил «Газете.ру» эксперт правозащитного движения «За права человека» Евгений Ихлов, «в Россию возвращается система российской имперской жандармерии, которая использовала агентов-провокаторов». «Внедряя агентов, жандармерия делала ОПГ инструментом внутренней политики, что произойдет и сейчас», — считает он. Что касается создания легендированных предприятий, то, по мнению Ихлова, через них будут уходить миллионы: у госорганов появится собственный теневой бизнес. «Но это все не просто аморально. В итоге оно вырвется из рук и обернется против самих представителей власти», — подытожил он.
СОБЫТИЯ ДНЯ:
Генпрокуратура предлагает брать пример с террористов
Силовикам разрешат нарушать закон
Ходорковский просит год отсрочки, а может получить шесть
Верховный суд отменил победу Багапша