В выборе символа Олимпиады в Сочи смешались жанры российских выборов и теле-шоу. Опросы победы леопарда не предполагали, но он победил. Даже анимационные персонажи живут по принципам имитационной демократии. Для которой глас народа — ценность, не входящая в число приоритетных.
Выборы талисмана Олимпиады в Сочи сопровождает целый информационный шлейф. Из более-менее последнего - художник-иллюстратор Виктор Чижиков, автор олимпийского мишки к Играм 1980 года в Москве, обвинил создателей белого медведя в плагиате, заявив, что этот талисман является искаженной копией его творения. Пикантный скандал только увеличивает интерес к процессу выбора символа. Все-таки выборы и все-таки популярное шоу.
Выборы символа Олимпиады уже проходили — для повышения явки на президентских выборах в Сочи в марте 2008-го года жителям предлагалось проголосовать за символ ОИ-2014 (леопард тогда не попал в списки, несмотря на призывы депутат а Госдумы от Краснодара Глотова). Победил дельфин на лыжах. Потом, правда, прокуратура выяснила, что ни избиркомы, ни заявочный комитет официально к «выборам» никакого отношения не имели и грозились возбудить даже дело. Политтехнология как она есть.
Есть и бизнес-аспект. На продаже лицензий на официальные изображения талисманов Олимпиады Сочи-2014 организаторы планируют заработать порядка 40 млн долларов, заявил президент оргкомитета “Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко.
Наконец, чисто телевизионная составляющая. Как превратить выборы в шоу, шоу в выборы? Примеров сочетания этих во многом несхожих жанров масса, придуманы они не в России. Выборы президента США практически всегда представляют собой яркое шоу — от праймериз до итогового голосования. Тут и красочные съезды кандидатов, и дебаты, и публичные компроматные подробности. По этому же разряду проходит и боевая речь Владимира Путина в ноябре 2007 года о «шакалах у иностранных посольств» в рамках предвыборной кампании «Единой России». Все по первому разряду — от продюсеров «Первого канала».
Тот же «Первый канал» устроил на выходных «красочное шоу» по выборам символа зимней Олимпиады в Сочи. Событие, как представляется, национального масштаба и особой символической значимости. Настолько значимое, что премьер Путин непсоредственно перед выборами выступил в пользу одного из кандидатов (чем, опять-таки не отсылка к лужнецкой речи?).
Федеральные телеканалы премьера обильно цитировали. Леопард Барсик (он же снежный барс или ирбис) из теле-шоу, правда, демонстрировал, скорее, придурковатый инфантилизм, но чего взять с мультяшек - просто аниматоры не попали в ожидания премьера.
Конечно, можно списать на некоторый перекос — телевизор все-таки дает существенно искаженную выборку при голосовании за того или иного персонажа, будь то политик или талисман. Однако миллион с хвостиком звонков и смс-сообщений, поступивший в ходе голосования (как заявили организаторы — 1,4 миллиона) заставляет все-таки усомниться в честности «выборного процесса». На сам процесс голосования было отведено минут 30, механика подсчета не объяснялась, результаты были объявлены сразу. Проценты «разложились» удивительно красиво — по возрастающей, с шагом сначала в два процента (3-5-7), который начал пропорционально увеличиваться до 28 процентов лидирующего леопарда.
Не попали результаты выборов символа и в электоральные ожидания остальных россиян. Согласно январскому опросу ВЦИОМ, с точки зрения способности отражать культуры принимающей страны россияне выделили три наиболее удачных варианта талисмана: «Дед Мороз» (24% против 12% в ноябре прошлого года), «Дельфин» (16% против 4% соответственно) и «Бурый медведь» (16%). По иным категориям (способность запоминаться, позитив,рекламный потенциал и атмосфера зимнего праздника) Дед мороз, с точки зрения россиян, оказывался вне конкуренции. Дед мороз отпал сразу — организаторы телевизионного шоу объявили, что права на символ будут переданы Международному Олимпийскому комитету, а делиться таким символом у России нет никакой возможности.
Пусть так, но по тому же опросу ВЦИОМа, наибольшим антирейтингом (кого россияне точно не хотели бы видеть в роли символа Олимпиады) обладали в январе «Льдинка-Снежинка» (24%), «Леопард» (20%), «Солнце» (15%).
Понятно, что никаких билбордов «Леопард Барсик — процветание России» на улицах в предвыборный месяц не обнаруживалось.
Скорее, в данном случае шоу превалировало над выборной компонентой. Иными словами, выборы общенационального символа (они так позиционируются устроителями действа, чему доказательством хотя бы песня заявочного комитета «Игры, которые мы заслужили вместе с тобой») были сымитированы, вместо имело место крупное, дорогое и рейтинговое телемероприятие, никакого серьезного голосования не предполагавшее. По всей видимости, это тоже не исключительно российское изобретение, результаты популярного «Евровидения» хотя и более релевантны, тоже подвергаются — справедливо или нет — критике за подыгрывание организаторов определенным исполнителям.
Зато процесс, как выяснилось, предполагал, вмешательство российского премьера. История появления символов Олимпиады (не изображений, а самих концепций символов) — вещь довольно непрозрачная и мутная. В середине 2007 года пресс-служба заявочного комитета «Сочи-2014» приводила полный список предложенных вариантов талисмана сочинской Олимпиады-2014: Бабочка, Белая сова, Белка, Владимир Путин, Ворон, Голубь, Дельфин, Ёжик, Ерушка (вымышленный персонаж, ни на кого не похож), Заяц, Золотая Рыбка, Золотое Руно, Колобок, Краб, Крокодил Гена, Ктулху, Ликкимок (вымышленный персонаж, ни на кого не похож), Лиса, Лупоглазик (вымышленный персонаж, ни на кого не похож), Мамонтёнок, Мандарин, Матрёшка, Медвед, Медвед-кавказец, Медведь, Медведь Умка, Медведь-инопланетянин, Медвежонок-80, Михаил Галустян, Морж, Морская звезда, Морской конёк, Норка, Овца, Олень, Орёл, Пальма, Пельмень, Пингвин, Прометей, Ребёнок, росомаха, Рысь, Самовар, Снегирь, Снеговик, Снегурочка, Снежный барс, Снежный человек, Снежок, Соболь, Солнце, Тетерев, Флаг, Чабан, Чайка, Чебурашка, Ящерица.
В то же время в недрах Олимпийского комитета имени Тягачева возник дельфин на лыжах, считавшийся до отставки главы ОКР фаворитом. И затем долгий процесс согласования. Губернатору Красдарского края Ткачеву тоже нравился дельфин, оказавшийся в результате аутсайдером. Выборы, по всей вероятности, проходили уже на самой финальной стадии и, отчаявшись найти компромисс, организаторы решили объявить сразу трех победителей и разобраться, кто из них слабое звено уже по ходу производства атрибутики.
В целом то, что выбор осуществлялся под прямым патронажем Владимира Путина,— объяснимо. Многие считали, что без участия премьера российская заявка на Сочи была обречена, и предлагали даже самого Путина в символы, премьер и сам гордится этой победой. Регулярно инспектирует сочинские объекты, следит за проектом. Логично, что и символ Олимпиады выбрал он, это ведь «Олимпиада Путина». Выборы президента в 2008 году тоже были выбором Путина. Там тоже концептуально было придуманы «символы» где-то в недрах президентской администрации решено было, скажем, выдвинуть от «либералов» политтехнолога масона Богданова, прикомандированного к созданию еще и партии «Правого дела» (а позже — сделавшего много для ее недееспособности). Тот же принцип, что и с выборами символа Олимпиады.
В случае с символом Олимпиады можно было позволить себе значительно больше вольностей — речь идет все-таки о символе Олимпиады, а не об актуальной политике.Однако же политическая логика момента и соображения разноплановых эстетических предпочтений разных групп сделали возможным только компромисс в виде триумвирата со старшим царем зверей в виде отечественного леопарда.