будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ФСИН тюрьмы и колонии
Июнь 20, 2025
Страна
Новикова Асмик Косаревская Екатерина

«Ситуация с беременными в СИЗО просто кошмарная»

«Ситуация с беременными в СИЗО просто кошмарная»
800-600_hTYbGtk
Женщина за решеткой. Источник: / pixabay.com

Глава ФСИН Геннадий Корниенко направил президенту Владимиру Путину ряд предложений по улучшению условий содержания в СИЗО. Предлагается запретить заключать под стражу беременных женщин и инвалидов, законодательно дать право начальникам СИЗО не принимать заключенных сверх лимита, разрешить переводить заключенных из СИЗО в полицейские изоляторы временного содержания на срок не более 20 суток, а также переводить из СИЗО с дефицитом места в изоляторы других регионов.

О том, помогут ли эти нововведения гуманизации пенитенциарной системы, как это все связано с возвращением России в ПАСЕ и что такое «ФСИН-туризм», корреспондентке «Полит.ру» Ане Гольдман рассказали эксперт фонда «Общественный вердикт» Асмик Новикова и секретарь Общественной наблюдательной комиссии Петербурга Екатерина Косаревская.

Асмик Новикова социолог, руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт»:

 
Асмик Новикова

Эффектные предложения, с которыми выступил глава ФСИН Геннадий Корниенко, давно известны и опубликованы в официальных документах на сайте Совета Европы. Большую часть этих нововведений разрабатывали продолжительное время не столько представители ФСИН, сколько эксперты, в том числе приглашенные из Совета Европы. Публикация этих предложений в российских СМИ удивительным образом случилась после возвращения российской делегации в ПАСЕ. Анонс этих реформ выглядит как своего рода отчет наших властей за выданный кредит доверия.

Из открытых источников следует, что тюремное ведомство аккуратно умалчивает о том, что многие из предлагаемых мер уже давно разрабатывались с участием экспертов Совета Европы. Эта работа велась в связи с обязательствами наших властей исполнять пилотное постановление Европейского суда по делу Ананьева и других против России. Постановление было вынесено в 2012 году, Европейский суд назначил компенсацию россиянам, которые жаловались на содержание в переполненных СИЗО, и выявил структурную проблему: чрезмерное использование «стражи» (СИЗО) до суда, переполненность следственных изоляторов и невозможность получить компенсацию юридическими средствами в России.

Предложение дать начальникам СИЗО полномочия ставить заключенных в очередь ожидания свободных мест звучало и в самом постановлении, и в меморандумах, которые готовила Россия, отчитываясь перед Комитетом министров о том, какие она планирует провести реформы, чтобы исполнить это пилотное постановление.

Кроме того, в одном из меморандумов российские власти уже заявляли, что разрабатывают меры по налаживанию координации между прокуратурой, органами следствия, судами и СИЗО. Эти меры направлены на то, чтобы суды общей юрисдикции вовремя получали информацию о наполненности СИЗО и учитывали этот фактор, вынося решения о заключении под стражу.

 
Сотрудник ФСИН в здании СИЗО «Матросская тишина» / АГН "Москва" / фото: Серей Киселев

В последующих меморандумах Россия отчитывается ростом числа дел, по которым суды отправляют под домашних арест или подписку о невыезде, а не в СИЗО. При этом компенсаторного механизма так и не создано, проект закона о компенсациях за плохие условия содержания, ярко прозвучавший за неделю до анонса ФСИН, еще не принят.

Что касается предложения разрешить переводить заключенных из СИЗО в полицейские изоляторы временного содержания (ИВС) на срок не более 20 суток при том, что сейчас допускается не более 10 суток, то тут важно отметить, что, с точки зрения международных стандартов, временное помещение в изоляцию — это изоляция меньше, чем на три часа.

В России полицейские ИВС считаются местами временной изоляции, но есть масса постановлений Европейского суда, в которых подчеркивается, что изоляция более чем на три часа — это уже длительное содержание, а значит должны быть соблюдены все соответствующие стандарты.

Вне зависимости от того, сколько дней человек находится в ИВС — десять, двадцать или всего один, — у него должно быть спальное место, постельное белье, адекватное питание, прогулки, доступ к медицинской помощи, защита от насилия и т. д. Таковы стандартные правила.

Также Россия уже давно подписала все документы и взяла на себя обязательства по обеспечению заключенных жилой площадью, исходя из европейского стандарта 7 квадратных метров на человека. Но с выполнением обязательств дела обстоят не очень хорошо, у нас по закону по-прежнему на одного заключенного должно быть 4 квадратных метра жилой площади, и эта норма не всегда соблюдается.

Екатерина Косаревская, секретарь Общественной наблюдательной комиссии Санкт-Петербурга:

 
Екатерина Косаревская

Список предложений главы ФСИН Геннадия Корниенко выглядит действительно потрясающе, и я очень надеюсь, что хотя бы часть из них будет одобрена, несмотря на то, что органы следствия и дознания очевидно не будут рады, что подследственных будет сложнее поместить в следственные изоляторы.

Проблема переполненности СИЗО стоит очень остро. Изоляторы не могут отказывать судам, даже если все камеры заполнены и свободных мест нет. В Петербурге два года назад открыли новый следственный изолятор «Кресты-2», при строительстве которого на каждого заключенного было предусмотрено 7 квадратных метров жилой площади, в соответствии с европейскими стандартами. Однако уже сейчас во многих камерах вместо одноярусных кроватей ставят двухъярусные, и вместо четырех человек на 20 метарх оказываются восемь.

Разумеется я могу только приветствовать запрет брать под стражу беременных женщин. Нынешняя ситуация с беременными в СИЗО просто кошмарная. Роды принимают в тюремных больницах, после этого матерей разлучают с детьми. В Петербурге сразу после родов женщин отправляют обратно в СИЗО, а малышей на какое-то время оставляют в тюремных больницах. У матерей часто пропадает молоко, что делать в СИЗО с послеродовой депрессией вообще непонятно. Запретить брать под стражу беременных — это очень гуманное предложение.

Между тем, в списке предложений главы ФСИН есть и сомнительные пункты, например, возможность переводить осужденных, ожидающих апелляцию, из СИЗО с дефицитом места в учреждение другого региона. По факту нечто подобное уже происходит. Это так называемый «ФСИН-туризм», и в этом явлении нет ничего хорошего.

Общественная наблюдательная комиссия Петербурга никак не может справиться с «ФСИН-туризмом». Проблема заключается в следующем. Есть заключенный, чей приговор вступил в законную силу и его должны отправить в колонию. Но руководство СИЗО не может этого сделать, пока не придет так называемая «законка» — постановление суда о вступлении приговора в законную силу. Этот документ отправляют обычной почтой, и он может идти месяцами.

 
Проверка в СИЗО "Матросская тишина" / АГН "Москва" / фото: Никеричев Андрей

Чтобы освободить место в петербургских СИЗО, заключенных, ожидающих «законки», нередко этапируют в СИЗО Архангельска или Мурманска, где больше свободных мест, а когда «законка» наконец-то приходят, этапируют в колонию. Но любой этап это настоящий кошмар для заключенного — это невозможность сходить в туалет, это вагоны, в которых летом невыносимо жарко, а зимой ужасно холодно. Поэтому я крайне скептически отношусь к предложению переводить заключенных в другие регионы.

Также вызывает вопросы предложение разрешить переводить заключенных из СИЗО в полицейские изоляторы временного содержания (ИВС) на срок не более 20 суток. Сейчас можно переводить в ИВС максимум на 10 суток и это неплохо, потому что условия содержания в ИВС зачастую намного хуже, чем в СИЗО.

В будущем хотелось бы увидеть не только предложения, направленные на улучшение бытовых условий содержания в СИЗО, но и решение проблемы оказания заключенным медицинской помощи, в частности за пределами изоляторов. Это очень острая проблема. Штат тюремных врачей зачастую не укомплектован, а квалификация тюремных врачей оставляет желать лучшего. Нам поступает огромное число жалоб, связанных с неоказанием или оказанием некачественной медицинской помощи заключенным.

Новикова Асмик Косаревская Екатерина
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).