«Дело ЮКОСа» уже обошлось России в $5,1 млрд. Именно столько вывезено из страны за первое полугодие 2004 года. Между тем, несмотря на все проблемы, происходящие вокруг компании, НК «ЮКОС» остается лидером среди российских нефтедобытчиков со среднесуточной нормой в 1,7 млн баррелей.
Это, конечно, не спасает компанию от дальнейшего преследования и новых неприятностей. Сегодня НК «ЮКОС» получила уведомление о новом дефолте на сумму в $1 млрд. Это неприятное, но отнюдь не неожиданное событие, встало в одну цепочку с предъявлением новых претензий от налоговиков за 2001 год, «масками-шоу» в центральном офисе, судебной тяжбой с миноритариями.
Синдицированный кредит ЮКОСу должны были предоставить банки Societe Generale, Citigroup, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC и ING. В компании этому заявлению не удивились и заявили, что ожидают еще одного уведомления о дефолте. По кредиту в $1,6 миллиарда. Это передает РИА «Новости» со слов представителя нефтяной компании. «Мы не будем удивлены получению еще одного уведомления в ближайшие дни», - сказал он.
Тем временем юридическая фирма Lerach Coughlin Stoia & Robbins подала коллективный иск в суд Южного округа Нью-Йорка от лица миноритарных акционеров ЮКОСа. Ответчиками по иску выступают НК «ЮКОС», Group Menatep и ее совладельцы Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и Василий Шахновский, а также финансовый директор ЮКОСа Брюс Мизамор, аудитор компании PricewaterhouseCoopers, и зарегистрированная в Великобритании Curtis & Co. Всех их обвиняют в создании мошеннической схемы, из-за которой большинство покупателей акций ЮКОСа приобрели его бумаги по завышенным ценам. Об этом сегодня сообщает газета «Ведомости».
Как пояснил газете Сергей Соколов, партнер юридической фирмы Marks & Sokolov, консультировавшей Lerach Coughlin Stoia & Robbins, к иску могут присоединиться все акционеры ЮКОСа, купившие акции в период с 13 февраля по 25 октября 2003 г. и понесшие убытки после ареста Ходорковского. «Представители истцов считают, что все это время руководители и совладельцы ЮКОСа, а также аудитор компании скрывали истинное положение дел от инвесторов», - заявляет Соколов.
Пресс-секретарь ЮКОСа Алесксандр Шадрин и адвокат Ходорковского Антон Дрель от комментариев отказались.
Руководство компании активно пытается урегулировать конфликт с властями и не допустить банкротства компании или потери над ней контроля. Попытка завязать с Кремлем разговор – не единственный и пока наименее эффективный способ. Пресс-секретарь Алексея Кудрина Геннадий Ежов опроверг заявление Виктора Геращенко о том, что министр финансов успокоил западные банки, кредиторов ЮКОСа, тем, что банкротства компании не будет.
Тем временем ЗАО «М-Реестр» объявило о прекращении ведения реестров трех основных добывающих предприятий ЮКОСа «в связи с передачей этих реестров самим эмитентам». Закон об АО позволяет компаниям самостоятельно вести свои реестры, если число их акционеров не превышает 50, а все три эти компании на 100% принадлежат НК ЮКОС.
Опрошенные изданием «Коммерсантъ» специалисты по корпоративному праву считают, что передача реестров связана с последними событиями вокруг компании. По одной из версий, ведение реестра эмитентами осложнит доступ к ним судебным приставам, которые теперь не будут иметь возможность получить реестры ЮКОСа и дочерних компаний в офисе «М-Реестра».
По другой версии, менеджеры ЮКОСа в случае банкротства компании смогут вывести из нее добывающие активы.
Впрочем, по мнению управляющего партнера юридического бюро «Вегас-Лекс» Альберта Еганяна, такой вариант развития событий маловероятен: «Приобретатель является добросовестным, если он не знал или не мог знать, что имущество не является объектом судебных разбирательств. Тех, кто мог бы доказать, что не знал о проблемах ЮКОСа, в мире наверняка не осталось».
Отметим, что арест счетов ЮКОСа не означает мгновенного прекращения операций компании по оплате таможенных платежей, услуг «Транснефти» и т. п. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил Ъ, что оплата тарифов на прокачку нефти ЮКОСа идет со счетов его дочерних предприятий (тех, которые забрали свои реестры из «М-Реестра»). «Их не арестовывали, оплата идет своевременно, поэтому у нас нет причин приостанавливать прокачку для ЮКОСа»,– утверждает господин Григорьев.