будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 18, 2025
Страна

Сколько в Грузии шпионов и предателей

Сколько в Грузии шпионов и предателей
98_01

Вчерашнее выступление Владимира Путина на Совете Безопасности по поводу отношений с Грузией демонстрирует, что политическое руководство России адекватно понимает ситуацию и сохраняет здравый смысл. Ключевое слово выступления – «провокация». Когда понимаешь, что тебя провоцируют, стремятся втащить в драку, есть цель не поддаваться, не втянуться, планировать ответные меры так, чтобы не ввязаться в войну.

Надежда на то, что цели понимаются именно так, подтверждается поручением президента по результатам закрытого обсуждения в Совбезе продолжить вывод российских войск с территории Грузии. Если понимать главный интерес России в том, чтобы избежать горячих конфликтов вблизи наших границ и с нашим участием, то было бы прекрасно, если бы наших военных в Грузии уже не было. Они – главный объект провокаций последнего времени. Провокации на линии между непризнанными республиками и грузинской территорией, с точки зрения угрозы конфликта, опасны, но имеют другой статус – не прямой конфликт Грузии и России, а миротворческая работа, санкционированная ООН, то есть «зона возгорания» может быть каждый раз локализована.

Грузинское руководство и силовики пытаются спровоцировать Россию на ошибочные или необдуманные действия, вынудить ее дискредитировать саму себя. Беда в том, что это сделать возможно. Что и в России полно тех, кто и рад был бы «быть спровоцированным», включая и политиков, и военных, которые у нас (а, наверное, и везде) в любом сложном ландшафте видят только линию фронта. Идеология военных и в начале 90-х, и сейчас чрезвычайно проста, и они были бы рады, если бы на месте сложны статусов и международно-юридических проблем был выдан простой приказ – например, вроде того, что «защищаем абхазов и осетин и воюем против грузин».

Обсуждать детали шпионского скандала в Грузии, в результате которого находятся под арестом четверо российских офицеров и четырнадцать граждан Грузии, кажется бессмысленным. Смысл происходящего именно в том, чтобы «активизировать» наших военных, а там можно с большой вероятностью ожидать, что они наломают дров вместе с нашими дипломатами и чиновниками разных уровней, чья квалификация часто плачевна. Поэтому и «удачно», что объект провокаций – военнослужащие.

Грузинскую шпиономанию последнего времени следует обсуждать как политический метод. Наверное, кто-то там даже действительно шпионит, но доказательств не предъявлено, они и не существенны. Развивается шпиономания в жанре политической кампании. Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили заявил: «Я считаю, что в Грузии должны начаться обсуждение и активная работа с теми людьми, которые в течение многих лет привыкли и открыто сотрудничали со спецслужбами иностранных государств. Хочу сказать, что число таких людей в Грузии очень большое... Хочу сказать вам, что львиная доля в поражениях, которые пришлось нести Грузии за последние 15 лет, на совести именно грузинских предателей». Враг найден, причем и внутренний тоже.

Понятно, что если предателей много, то и объем для работы внутренних органов – тоже, как и объем власти, строящейся на насилии. Режим Саакашвили, к сожалению, вовсю переживает процесс известного злокачественного перерождения. В России ведь тоже время от времени выплескивается шпионская мода, и мы хорошо понимаем, каких демонов это будит.

В принципе, даже социологически объяснимо, почему Грузия развивается так. Все это естественные следствия национальной и националистической мобилизации. История знает множество примеров мобилизации на основе реваншизма, боли потерянных земель и национализма. Это всегда хорошо работает на временное усиление власти, дальше дракон требует жертв. То, что Михаил Саакашвили идет по этому пути, было ясно еще в 2003 году, но после смерти Зураба Жвании в грузинской власти, кажется, нет никаких сдержек, кроме внешних.

Что же касается внешнего влияния, то поначалу казалось, что революционное грузинское руководство все-таки кое-чему научилось у США. Так, скажем, присоединение Аджарии было возможно только потому, что удалось в риторике и политике разделить руководство республики и ее народ: руководство было объявлено уголовно-преступным, а народ своим. Так удалось снизить риторику аджарской автономии.

В отношении Абхазии – особенно в связи с годовщиной кровавых событий в Сухуми – этого и близко нет. То есть в риторике как бы есть, но она абхазов совсем не трогает, потому что агрессивная и неискренняя. Соображения национальной и военной мобилизации выдвигают в Грузии на первый план мифологию, заменяющую здравый смысл. Здравый смысл требовал бы от грузин не только памяти о жертвах и беженцах-грузинах, но и о жертвах-абхазах, требовал бы оценки националистической политики и практики Звиада Гамсахурдиа, а не только «руки Москвы». Успешная политика требует рефлексии, оценки своих прошлых действий, а не только внешних обстоятельств, которые всегда непреодолимы, когда политика плоха.

И здесь у России есть возможность как-то продвинуться в коммуникации с грузинским обществом и все-таки разделять диктаторское милитаристское правительство и дружественный, действительно братский народ, ни в коем случае не допуская антигрузинской риторики – в этническом и гражданском смысле. Другое дело, что наш опыт в этой части негативный: российское государство ввиду внутренней аполитической (в том смысле, что административно-вертикальной) структуры плохо умеет общаться с народами, с обществом – хоть со своим, хоть с чужими. Но надо учиться, иначе – дела плохи.

Владимир Путин вполне прозрачно намекнул на сомнительную роль США во всей этой истории. Здесь приходится подозревать политику на поддержание конфликтов, которую разные империи в разное время применяли на отдаленных территориях. Потому что если цель – мир и демократия, то следует одергивать «своего сукина сына» не только абстрактно риторически, но и в действии, и не вооружать армию, которая на грани того, чтобы начать локальный конфликт.

Но в любом случае – и России тоже следует заниматься прежде всего собой и анализом своей политики, хотя и понимая внешние обстоятельства и риски. Главный риск для России – это вовлечься в горячий конфликт, который оттянет силы от решения внутренних проблем, потребует милитаризации власти и надолго снимет с повестки для задачи модернизации экономики, общественного уклада и демократизации.

См. также:

  • Лейбин. России нужна передышка
  • Лейбин. Грех "управления конфликтами"
  • Язькова. "Ставка на Гиоргадзе была бесперспективной изначально"
  • Цыганок. Не та, что раньше
  • Маркедонов. "Исправление имен" по-грузински
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).