В день убийства Бориса Немцова многие камеры видеонаблюдения напротив московского Кремля, как выяснилось, были отключены «на время ремонтных работ», остальные же выдают настолько нечеткую картинку, что никакой ценности для следствия не представляют. Об этом сегодня пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники в следствие.
При этом в столичной мэрии заверили, что все камеры видеонаблюдения в Москве в ночь убийства Немцова работали исправно, никаких ремонтных работ с оборудованием не проводилось. В Федеральной службе охраны заявили, что они не наблюдают за Большим Москорецким мостом, так как он не входит в зону их ответственности.
Как бы то ни было, пока обнародована только одна запись, на которой запечатлен момент убийства оппозиционного политика. Она была сделана камерой канала ТВЦ, которая используется для создания заднего фона в выпусках новостей. Судя по этой записи, убийство было совершено 27 февраля в 23:31. При этом самого момента стрельбы на пленке не видно: и киллера, и Немцова, и его подругу Анну Дурицкую закрывает снегоуборочная машина.
Украинская модель Анна Дурицкая пока остается главным свидетелем произошедшего, хотя никаких важных показаний она дать так и не смогла. Сразу после преступления ее отвезли на допрос, а в течение ночи следователи с ней вернулись обратно на Большой Москорецкий мост, чтобы она смогла показать, как именно действовал киллер.
Следователям Дурицкая рассказала, что они с Немцовым встретились в Bosco Cafe в ГУМе, поужинали и пошли пешком в сторону квартиры Немцова, который жил в доме №3 по Малой Ордынке, недалеко от Красной площади. Когда они начали подниматься по Большому Москворецкому мосту, к ним сзади подошел неизвестный мужчина и расстрелял Немцова в спину. Сразу после убийства киллер сел в проезжающую белую машину на пассажирское сиденье около водителя и скрылся. По горячим следам автомобиль обнаружить не удалось.
Дурицкую на всякий случай взяли под государственную охрану. В интервью телеканалу «Дождь», которое она дала в понедельник, девушка рассказала, что хотела бы покинуть квартиру друзей, в которой сейчас живет, и уехать домой на Украину, однако ей препятствуют охранники. «Они не выпускают меня на улицу и ничего не объясняют. Я не могу никуда пойти. И на похороны скорей всего не пойду», - сказала она.
Дурицкая рассказала журналистам, что не заметила лица киллера, увидев лишь автомобиль белого цвета. Ни номер, ни марки машины она не разглядела. Она помнит, что позвонила в полицию, потом попросила о помощи водителя снегоуборочной машины, а что произошло потом вспомнить уже не может.
Еще один свидетель трагедии, некий Виктор М., смог, по данным LifeNews, описать убийцу. По его словам, преступление совершил мужчину ростом 170-175 сантиметров, с темными коротко стриженными волосами. В момент убийства он был одет синие джинсы и коричневый свитер, что может говорить о том, что он недолго пробыл на улице — в этот момент в Москве было около нуля градусов и моросил дождь.
Некоторые важные улики все-таки попали в руки следователей — это гильзы от патронов, которыми был расстрелян Борис Немцов. Пистолет убийца, видимо, выкинул в реку.
Эксперты установили, что выпущено было по крайней мере шесть пуль, в Немцова попали четыре. Смертельным оказалось только одно ранение — в сердце. Все патроны были калибра 9 мм, такие используют для стрельбы из пистолета Макарова или из переделанного газового «Ижа». Патроны были из разных партий: четыре штуки были выпущены Юрюзанским механическим заводом (Челябинская область) в 1986 году, а два — Тульским патронным заводом в 1992 году. По словам специалистов, срок годности боевых патронов фактически неограничен, но только при условии надлежащего хранения, что сложно обеспечить при теневом обороте.
По словам собеседников «Коммерсанта», наличие в одной обойме патронов из разных партий свидетельствует о том, что их «собирали со всех карманов» — обычно боеприпасы поставляются пачками по 50 штук или ящиками по 1000 штук. Вдобавок боеприпасы четвертьвековой давности являются относительной редкостью — такие патроны, как правило, стараются расстрелять на учебных стрельбах, а в боевых условиях использовать более свежие поступления.
Для того, чтобы отработать все возможные версии произошедшего, следователи уже провели обыск в квартире Немцова, а также в его кабинете в Ярославской областной думе, где он был депутатом.
Пока следствие прорабатывает два основных мотива убийства. Первый ведет на Украину — Немцов поддерживал новые киевские власти и активно выступал против сепаратистов. Пойти на убийство могли, например, вернувшиеся в Россию добровольцы, которые воевали на стороне ДНР и ЛНР. Следствие не исключает, что действовали и сторонники украинской власти с целью провокации.
При этом следственную группу возглавил Игорь Краснов, старший следователь по особо важным делам при председателе СКР Александре Бастрыкине, который ранее расследовал покушение на Анатолия Чубайса, а также дело БОРН, которое сейчас слушается в суде. Иными словами, следователь — специалист по подпольным и достаточно маргинальным террористическим группировкам.
Другая вероятная причина убийства, которая разрабатывается следователями — месть за «антиисламскую» позицию Немцова. После того, как в Париже расстреляли редакцию журнала Charlie Hebdo, Немцов написал, что «сейчас мы свидетели средневековой исламской инквизиции. Пройдут века, и ислам повзрослеет, а терроризм уйдет в прошлое. Но сидеть и ничего не делать тоже не стоит». При этом он осудил Совет муфтиев России, который назвал деятельность журналистов провокацией и грехом, обвинив муфтиев в оправдании терроризма.
В любом случае, следствие отмечает значимость места и времени убийства Немцова — непосредственно до митинга оппозиции, назначенного на 1 марта, и с видом на Кремль. Собеседники «Коммерсанта» утверждают, что за Немцовым долго следили, пока он не оказался в идеальном для нападении месте. В чем-то похожее преступление было совершено в 2006 году, когда журналистка Анна Политковская была убита в день рождения президента Владимира Путина.
Но, очевидно, раскрыть преступление по горячим следам уже не удалось. Следственный комитет в воскресенье объявил награду в 3 млн рублей за любую полезную информацию. С одной стороны, это свидетельствует о значении, которое придается расследованию убийства Немцова, с другой — говорит о количестве доказательств, которыми следствие располагает сейчас.