будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 14, 2025
Страна

Словесный террор

Словесный террор
pressa_muhi

В Госдуме возник законопроект, в котором все печатные СМИ (включая районные газеты, издающиеся хорошо если тысячным тиражом), теле и радиокомпании объявляются стратегически важными для национальной безопасности России, как и крупные интернет-ресурсы, типа «Вконтакте». Бестолковая депутатская новелла заставляет задуматься, а так ли уж безобидны для безопасности граждан безответственные заявления и инициативы парламентариев?

Депутат Госдумы Анатолий Губкин внес загадочный законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (Электронная регистрационная карта на законопроект № 360321-5). Сам закон принимали два года назад с большим скандалом. В нем де-факто запрещались (существенно усложнялся порядок) инвестирование иностранцами (проще — покупка российских компаний) в целый ряд отраслей. В принятом вариантедовольно длинный список — от работы с ядерными материалами (что объяснимо, хотя сложно представить там серьезные иностранные инвестиции) до доступа в Интернет, издательской деятельности и средств массовой информации.

Разрешить иностранцам приобретение акций стратегических компаний может «уполномоченный орган» и специальная комиссия во главе с премьер-министром. Без такого разрешения частные инвесторы не смогут приобретать более 50% акций стратегического предприятия, а компании с государственным участием – более 25% акций.

Депутату-единороссу закон показался неудовлетворительным в части, касающейся СМИ. Они важны, как указывается в пояснительной записке, для национальной безопасности России (цитата: «Учитывая важность средств массовой информации для национальной безопасности Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации представляется необходимым скорректировать действующие нормы по ограничению осуществления иностранных инвестиций в организации, относящиеся к редакциям и издателям средств массовой информации, и распространить такие нормы на организации, оказывающие социально значимые услуги  в сети «Интернет»). Новеллы, касающиеся Интернета, - важный и отдельный разговор, пока же следует посмотреть, как предлагается править закон в части о традиционных СМИ. 

Для теле- и радиокомпаний депутат предложил отменить показатель размера потенциальной аудитории (по действующему закону, под действие ограничений подпадает компания, осуществляющая телевизионное или радио «вещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более половины численности населения субъекта Российской Федерации»). Аналогичную норму предлагается исключить и для печатных изданий (сейчас установлена в размере 1 млн экземпляров). То есть — в список де-факто стратегических СМИ предлагается включить все традиционные СМИ без исключения. Что, безусловно, лестно для газет — любой «Вестник Приобья» или же «Биробиджанскую звезду» теперь нельзя будет продать иностранцам по причине заботы о нацбезопасности. Таким образом, признается крайняя важность любого печатного слова в средствах массовой информации, сколь бы ничтожным ни было количество читателей, зрителей и слушателей того или иного СМИ.

Интернет, что еще интереснее, регулируется не в его информационной части, а в поисково-почтовой-файлообменной части. Интернет-поисковики, таким образом, подпадают (наконец-то, это хотели вписать и в первый вариант закона) под действие закона. Что делает крайне затруднительным для какого-нибудь «Яндекса» или Mail.ru продажу пакета стратегам (у «Мэйла» уже имеются иностранные акционеры). Вообще обширному медиа-хозяйству DST (акционер Mail.ru, социальных сетей «Вконтакте» и «Одноклассники» и еще ряда проектов), скажем, такого рода инициативы могут прийтись не по вкусу. Только-только заключена сделка по продаже пакета акций китайцам, бизнес вроде бы развивается, а тут какие-то депутатские инициативы.

Законопроект, безусловно, «самострел» — если депутаты смогут принять или хотя бы всерьез рассматривать этот абсурд, говорить о нацбезопасности можно будет только в самых ироничных выражениях. Есть и еще нюанс: если нет ошибки в базе данных Госдумы, то документ направлен в комитет по строительству и земельным отношениям. Не в профильный (по телекоммуникациям) и даже не в родной для депутата Губкина (по финансовым рынкам), а просто «куда-то». Сам депутат - в прошлом гендиректор Сибур-Западная Сибирь, член комитета по финрынкам - был замечен до нынешней инициативы преимущественно в решении вопросов страхового рынка и законопроектом о расширении числа безвозмездных сделок. Чем обусловлена активность депутата на рынке для него не очень близком — не вполне ясно. Все это, правда, не означает, что через месяц не появится аналогичный законопроект, написанный получше и подписанный уже кем-то из думского «иконостаса» (руководство Госдумы и ряда профильных комитетов).

Непроходную депутатскую глупость наверно обсуждать бы и не стоило. Что характерно, так это общий контекст внесения законопроекта. После терактов в московском метро Борис Грызлов почти прямо обвинил вполне конкретные издания в работе с террористами (вернее, связал публикации в МК и «Ведомостях» с заявлениями Доку Умарова). Вскоре после этого депутат Шлегель внес поправки в закон о СМИ, согласно которым СМИ запрещается цитирование террористов и лиц разыскиваемых по подозрению в совершении или причастности к терактам. Повсеместно депутаты-единороссы и некоторые примкнувшие товарищи из иных партий вроде депутата-жириновца Абельцева говорят о том, что ответственность журналистов надо увеличить, а террористам дать решительный отпор в виде новых ограничений для прессы.

И вот здесь появляется законопроект Анатолия Губкина. Безусловно, интересы депутата Губкина — какими бы они ни были — наверно не вписываются в линейную схему Грызлов-Шлегель-Абельцев-Губкин. Но вполне укладываются в нее в том смысле, что лучше знать, о чем говорить и не позволять себе немотивированных ничем (хотелось бы надеяться, что здесь нет каких-то узких корпоративных или ведомственных интересов) законопроектов, высказываний, статей. Как угрожающих национальной безопасности России. 

Одна иллюстрация сказанного: Левада-центр измерил настроения граждан относительно терактов. 7 процентов граждан ответили, что российские спецслужбы могли стоять за терактами. 4 (в другом, закрытом вопросе — только один вариант ответа) — что способствовали их подготовке. 14 процентов — что просто знали, но бездействовали. Что даст законопроект Шлегеля, если вдруг его кто-то будет всерьез рассматривать? Что граждан, считающих российские спецслужбы виновными в терактах, будет сколько — 15, 30 или 50 процентов? Число их вырастет хотя бы потому, что из СМИ никто не узнает, что Доку Умаров взял на себя ответственность за теракты. А если граждане поверят Борису Грызлову, что СМИ — чуть ли не пособники террора, и перестанут, в свою очередь, верить всем СМИ, в том числе говорящим об ответственности кавказских бандитов за теракты? Неужели сразу уменьшится число граждан, верящих в виновность спецслужб,  - или все-таки увеличится? Насколько легитимной будет российская власть, которую половина (ну пусть не половина, а просто значительная часть) населения будет считать ответственной за теракт?

Что даст законопроект Губкина, кроме де-факто запрета на продажу пакетов акций успешных интернет-компаний иностранным инвесторам? Неужели повышение уровня национальной безопасности России? Или мы не знаем, а акционеры DST или «Яндекса» задумали продать сервисы Доку Умарову? Сомнительно, скорее уж в перспективе стоит ожидать китайский интернет в России — самодостаточный, непродающийся и стратегически важный. Хотя, быть может, в редакции «Биробиджанской звезды» стоит очередь стратегических инвесторов из террористов и прочих врагов России.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).