Единственный российский лоукостер, авиакомпания «Добролет», прекратила свою работу из-за санкций Евросоюза. Таким образом, отмечает «Коммерсант», заявления российских официальных лиц о том, что западные санкции будут для отечественного бизнеса лишь «пустым хлопком», оказались бравадой.
Вечером 3 августа на табло аэропорта «Шереметьево» разом изменился статус всех рейсов дочернего перевозчика «Аэрофлота» «Добролета» — они были отменены.
В 20:00 компания официально сообщила, что из-за санкций ЕС, которые были введены против «Добролета» 30 июля, перевозчик вынужден приостановить полеты и продажу билетов. Дело в том, что европейские контрагенты аннулировали действие договоров лизинга на самолеты, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также предоставления аэронавигационной информации. Евросоюз объяснил санкции против «Добролета» тем, что лоукостер облегчал интеграцию Крыма в состав России, летая из Москвы в Симферополь.
В «Добролете» заверили, что всех пассажиров, которые купили билеты на рейсы Москва—Симферополь (по 15 сентября включительно) и Москва—Волгоград (по 20 августа включительно), перевезут подконтрольные «Аэрофлоту» «Оренбургские авиалинии». Дата, время и терминал отправления рейсов не изменятся. Рейсы по остальным маршрутам «Добролета» будут отменены. Пассажиры, купившие билеты, могут полностью вернуть свои деньги. Для них откроют горячую линию — +7 (499) 215-23-00.
До 15 сентября по маршруту Москва—Симферополь было запланировано 172 разворотных рейса, на которые купили билеты 61,6 тысяч человек, в Волгоград до 20 августа запланировано 17 рейсов, на которые продано более 4,5 тысячи билетов.
По данным источников газеты на авиарынке, основной проблемой стал отказ ирландской SMBC Aviation Capital выполнять договор лизинга на Boeing 737-800NG. Они должны были стать основой парка лоукостера — до конца этого года «Добролет» планировал получить восемь самолетов (еще восемь в 2015 году), причем два уже были поставлены. Всего в парке лоукостера было три самолета. Помимо двух «Боингов», в распоряжении «Добролета» был и один SSJ-100, который пока рейсов не выполнял.
Кроме того, в связи с санкциями немецкая Lufthansa Technik отказалась осуществлять техническое обслуживание самолетов «Добролета». Речь идет как о легком техобслуживании судов, которое нужно делать при необходимости, так и о тяжелом, которое самолеты проходят раз в шесть лет. При этом в Lufthansa Technik выразили надежду, что позитивные политические изменения приведут к снятию санкций, и компания продолжит оказывать свои услуги российскому лоукостеру.
Кроме того, санкции лишили «Добролет» возможности полноценно страховать свои риски. Об этом еще 1 августа лоукостеру сообщило «АльфаСтрахование». Из-за санкций перестраховочный брокер уведомил российского страховщика, что все договоры перестрахования относительно рисков «Добролета» утрачивают силу.
По мнению участников рынка, вскоре могли возникнуть и проблемы с бронированием билетов «Добролета». Авиакомпания работает через американскую систему Navitaire, которой пользуются в основном лоукостеры. «Совокупность всех этих факторов сделала продолжение работы "Добролета" почти невозможным», - уверены источники газеты.
Создание «национального лоукостера», которым стал «Добролет», обсуждалось несколько лет на уровне президента и правительства и всегда позиционировалось как проект государственного значения. Решение о запуске проекта «Аэрофлот» принял в августе 2013 года, а сертификат эксплуатанта компания получила 19 мая 2014 года.
«Добролет» начал продажу билетов в ночь на 27 мая 2014 года. Первым стал рейс Москва—Симферополь, и только за первые 12 часов было продано более 4 тысячи билетов в Крым по цене от 979,5 до 3,5 тысячи рублей в одну сторону. Первый рейс авиакомпания выполнила 10 июня. Перед отправкой самолет посетил премьер Дмитрий Медведев, который заявил, что цены на билеты «для нашей страны просто прекрасные».
Обеды на борту «Добролета» были платными, но, как отмечал гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев, «будете платить – будет все». В этом, по его словам, и есть смысл лоукостера.
С 1 августа авиакомпания начала летать в Волгоград, а по другим направлениям (в Самару, Пермь, Уфу, Екатеринбург, Сургут и Казань) полеты еще не стартовали. В 2018 году «Добролет» планировал перевозить 10 млн человек по 45 направлениям в России и мире, а операционная прибыль перевозчика должна была составить 150 млн долларов. Инвестиции в создание лоукостера оценивались в 100 млн долларов.
Отметим, что скандалы и различного рода трудности сопровождают первый российский лоукостер практически с момента его основания.
В самом начале своей деятельности «Добролет» планировал также летать в Санкт-Петербург, однако лоукостер не смог договориться с аэропортом «Пулково» о льготной стоимости обслуживания. Как сообщалось, «Пулково» предложил более 800 рублей за пассажира, что лишало смысла всю экономику проекта. Сейчас «Добролет» обслуживается в Москве в старом терминале B «Шереметьево», где, по словам гендиректора «Шереметьево» Михаила Василенко, «самые низкие и выгодные ставки».
Кроме того, в конце мая СМИ сообщили о том, что новым главой лоукостера «Добролет» назначен временно отстраненный от должности первый замгендиректора «Аэрофлота» Андрей Калмыков, который находится под следствием по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями.
По версии следствия, Калмыков, будучи топ-менеджером «Аэрофлота», предоставлял преференции туристическим компаниям «Санрайз тур групп» и «Санрайз тур», учредителями которых являлись его супруга и мать.
Калмыков приступил к работе 3 июня и сменил на посту главы «Добролета» Владимира Горбунова, который продолжил работу в компании первым заместителем гендиректора. По словам источников, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев остался недоволен тем, что Горбунов «слишком мягкий и при этом конформист», поэтому предпочел ему «менеджера с характером».
Источники «Коммерсанта» считают, что «Добролет» был выбран как объект для санкций очень продуманно. По их словам, авиакомпания только начала работать, она летает только внутри России, а потому остановка ее деятельности не вызовет международного скандала. Источники не исключают и элемент лоббизма со стороны европейских лоукостеров, ведь «Добролет» планировал начать полеты в Европу (в Ригу) с 2016 года.
По мнению независимого авиационного эксперта Андрея Крамаренко, остановка «Добролета» не принесет серьезных убытков «Аэрофлоту», однако это хороший сигнал того, что российской экономике крайне сложно обойтись без партнеров из Европы. По мнению эксперта, через три месяца (в течение этого срока санкции ЕС подлежат обязательной ревизии) решение по санкциям относительно «Добролета» может быть пересмотрено, однако при сохранении санкций проект просто будет закрыт.
По данным «Интерфакса», два самолета Boeing-737, скорее всего, могут быть переданы в парк «Аэрофлота».
Источники «Ведомостей» согласны с тем, что санкции против «Добролета» - это сильный удар и очень плохой сигнал для всей гражданской авиации. Как отметил главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, на месте лоукостера может оказаться каждая авиакомпания, которая летает в Крым. Среди них «Аэрофлот», компании группы S7 «Уральские авиалинии», а также Red Wings.