В воскресенье в центре Грозного смертник взорвал себя при досмотре перед входом в театрально-концертный зал, убив сразу нескольких крупных милицейских чинов. Теракт произошел на фоне заявлений скрывающегося в Лондоне эмиссара чеченских сепаратистов, премьера Ичкерии Ахмеда Закаева о том, что он признает легитимность властей Чечни, готов сотрудничать с Рамзаном Кадыровым, а «вооруженное сопротивление» прекращает боевые действия против чеченской милиции.
Спектакль по пьесе чеченского драматурга Мусы Ахмадова «Город, построенный на льду» должен был начаться в 17.00 в Государственном театрально-концертном зале, расположенном в центре Грозного на улице Грибоедова. На спектакль пришло около 800 человек.
Примечательно, что в феврале этого года Рамзан Кадыров приглашал бывшего актера Ахмеда Закаева вернуться в Чечню и заведовать этим Государственным театрально-концертным залом: «У нас есть грозненский театр, где он снова мог бы играть или заведовать государственным концертным залом. Так что для него есть работа в министерстве культуры», – говорил президент Чечни.
Дежурившие у входа милиционеры обратили внимание на мужчину, который явно нервничал, и предложили ему отойти в сторону для досмотра. В этот момент прогремел мощный взрыв. По предварительным данным, мощность взрывного устройства составляла около полутора килограммов. Зрители были экстренно эвакуированы из концертного зала.
При взрыве, помимо смертника, погибли шесть человек: заместитель начальника УВД по Грозному подполковник милиции Исмаил Бисултанов, начальник милиции общественной безопасности Ленинского РОВД подполковник милиции Резван Гайдабаев, начальник ИВС Ленинского РОВД майор милиции Майрам Цугаев, находившийся в Грозном в командировке представитель МВД Адыгеи подполковник милиции Александр Кузнецов, а также оказавшиеся поблизости два строителя из Турции и Грузии. Еще несколько человек, в том числе один сотрудник республиканского МВД, получили ранения. От самого смертника ничего не осталось. В прокуратуре говорят, что если бы смертнику удалось пройти в зал, то последствия теракта были бы несравнимо более тяжкими.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело по четырем статьям УК РФ: статье 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов), части второй статьи 105 (убийство двух и более лиц), статье 222 (ношение и хранение оружия и взрывчатых веществ) и 223 (изготовление взрывчатых веществ).
Президент Чечни Рамзан Кадыров назвал этот теракт «предсмертной агонией бандитов». По его словам, террористы надеются на то, что им удастся заставить власти приостановить операцию по ликвидации бандгрупп в приграничной с Ингушетией зоне. «Я заявляю, что операция будет продолжаться до полного уничтожения бандитов», – сказал Кадыров.
Как писал ранее «Полит.ру», в мае, на границе Чечни и Ингушетии, началась крупная спецоперация против боевиков. Это произошло вскоре после крупного теракта в Грозном, когда у здания республиканского МВД террорист-смертник привел в действие взрывное устройство. Погибли четыре человека, в том числе два милиционера. Еще пять человек были ранены. Тогда Кадыров, недавно добившийся в Чечне отмены режима контртеррористической операции, выступил в адрес боевиков с беспрецедентно жесткими заявлениями, фактически объявив им войну на уничтожение.
Между тем Ахмед Закаев заявил в воскресенье «Коммерсанту», что с 1 августа «силы сопротивления» прекращают вооруженные действия на территории Чечни против чеченской милиции. Такое решение было принято по итогам двухдневных переговоров между Закаевым и председателем парламента Чечни Дуквахой Абдурахмановым. Переговоры прошли в Осло и завершились 24 июля. Закаев выразил надежду, что эта встреча «приведет к долгожданной политической стабильности в Чечне».
Закаев рассказал, что руководство Ичкерии подготовит проект приказа, согласно которому с 1 августа бойцы «не будут применять оружие в отношении чеченской милиции, за исключением случаев самообороны».
Впрочем, непонятно чем гарантированы обещания Закаева: боевики в Чечне подчиняются Доку Умарову, который давно дистанцировался от ичкерийских властей, объявив себя эмиром Северного Кавказа.