Депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой обратился к генпрокурору Юрию Чайке с просьбой проверить деятельность компании «Яндекс» на соответствие закону «О СМИ», сообщает «Коммерсантъ».
По мнению известного в качестве объекта подозрений в связи с отравлением Александра Литвиненко Лугового, к СМИ необходимо приравнять «Яндекс.Новости». Депутат утверждает, что на страницах «Яндекса» публикуются материалы новостного и аналитического характера, в том числе материалы ведущих российских и зарубежных СМИ, что также является распространением массовой информации.
По мнению Лугового, «Яндекс» является крупнейшим средством массовой коммуникации и имеет огромную аудиторию, а потому должен соблюдать правила, установленные для средств массовой информации.
Луговой считает, что «отличий между новостями в топе "Яндекса" и новостями, которые распространяет, например, газета, нет». Если Генпрокуратура признает, что компания «Яндекс» под закон о СМИ не подпадает, депутат подготовит изменение в законодательство, чтобы «деятельность ресурса находилась в правовом поле».
Недовольство Лугового вызвал также и тот факт, что компания зарегистрирована в Нидерландах. «Как граждане, права которых могут быть нарушены в одной из заметок, которые распространил "Яндекс", могут подать в суд на компанию, если она зарегистрирована не в России», — заявил депутат. Отметим, что иск подается по местонахождению юрлица.
Позицию Лугового поддержал зампред комитета по СМИ в Госдуме Леонид Левин из «Справедливой России». По его словам, многие люди получают информацию из топа новостей «Яндекса», но при этом на сами ссылки не заходят, поэтому ресурс действительно можно приравнять к СМИ.
Представитель компании Ася Мелкумова, в свою очередь, заявила, что Луговой непосредственно к «Яндексу» с претензиями не обращался. В компании готовы объяснить депутату, как именно работает «Яндекс».
Вопрос о том, можно ли считать «Яндекс» СМИ, задал президенту Владимиру Путину известный атаками на Минобрнауки блогер Виктор Леванов на форуме ОНФ, прошедшем 24 апреля. «С одной стороны, это поисковик, с другой — это вроде как СМИ. Топ-5 новостей "Яндекса" просматривают несколько десятков миллионов человек. "Яндекс" при этом не имеет лицензии СМИ и никакой ответственности как СМИ перед законом не несет», - заявил Леванов.
Тогда Путин отметил, что с «Яндексом» не все так просто, и пояснил, что в правительстве и в администрации президента рассматривается вопрос, что признавать средством массовой информации, а что не признавать.
На том же форуме Путин заявил, что крупнейший российский интернет-поисковик начинался как проект с западным влиянием. По словам президента, когда «Яндекс» только начинал свою работу, на его создателей надавили, вынудив назначить в руководящие органы определенное количество европейцев и американцев. Отметим, что высказывания Путина привели к падению акций «Яндекса» на 5%.
Тогда «Яндекс» заявил, что первые инвестиции он действительно получил от международных фондов и инвесторов, но «это обычное дело для любого интернет-стартапа в любой стране мира».
Кроме того, в компании отметили, что на главной странице «Яндекса» показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую лицензию, а потому нет необходимости повторно лицензировать заголовки на главной странице, поскольку все они уже являются продуктами лицензированных СМИ.
На замечания о том, что компания зарегистрирована в Нидерландах, в «Яндексе» ответили, что это решение было обусловлено исключительно особенностями корпоративного права, а не намерением оптимизировать налогообложение.
«"Яндекс" не является СМИ так же, как им не является "Почта России", потому что не все, что служит для распространения, является СМИ»,— заявил глава фонда «Общественная экспертиза», бывший секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко.
«Яндекс» является одной из крупнейших российских компаний в сфере информационных технологий. Ей приналежит одноименная поисковая система? запущенная в 1997 г. Компания была основана двумя бывшими одноклассниками Аркадием Воложем и Ильей Сегаловичем, скончавшемся в июле 2013 года.
На сегодняшний день «Яндекс» является крупнейшим интернет-поисковиком в рунете. По данным LiveInternet, на «Яндекс» приходится 62% поисковых запросов, тогда как на Google — только 26,5.
Частью поисковой системы является агрегатор новостных материалов. В последнее время компания подвергается атакам. Возможной причиной их является естественная для поисковиков идеологическая нейтральность.