Отъезд московских наблюдателей отБориса Немцова готовился в обстановке строжайшей конспирации. Активистыдвижения «Оборона», члены организации «Мост» и просто политически активныеграждане еще в понедельник говорили о том, что МВД Сочи приведено в состояниеповышенной боевой готовности в ожидании «оранжевой угрозы». Да и от московскоймилиции не ожидалось ничего хорошего. «Есть большая вероятность, что нас дажене пустят в поезд, - делился оперативной информацией координатор «Обороны» ОлегКозловский. - Так что лучше держаться вместе, так у ментов будет меньше шансовнас ссадить». В четверг, прежде чем отправится в путь, наблюдатели послалиразведчиков на перрон - осмотреться на наличие милиции и оперативников вштатском. Перрон оказался пуст. Посадке в поезд также никто не препятствовал.
Проблемы у делегации начались вВоронежской области. Там, на станции Воронеж-Мичуринский, в вагон к ОлегуКозловскому вошли три милиционера, которым не терпелось с ним познакомиться.Козловский в это время прогуливался по платформе в футболке «Обороны» иоказался ими не замечен. В следующий раз, поздней ночью, в Ростове, в вагон кактивистам попытались пройти милиционеры в штатском, но проводница неудовлетворилась удостоверениями МВД и не пустила их даже в тамбур. Ожидаяувеличения внимания со стороны силовиков с приближением к Сочи и изрядноперенервничав, основная масса наблюдателей приняла стратегическое решения сойтив Лазаревском (час езды на поезде до сочинского вокзала). Проводница воспринялаэто с облегчением: пребывание в вагоне людей, названных в эфире кубанского ТВ«экстремистами», равно как и усиленное внимание милиции изрядно портило ейнервы.
Оставшаяся часть наблюдателейблагополучно достигла вокзала и не встретила там ни ОМОНа, ни сочинских коллег.Тем не менее, обе группы активистов добрались до штаба Немцова без проблем, гдесчастливо воссоединились.
Еще в поезде показалось, чтовыборы в Сочи проходят скорее в атмосфере тотальной усталости и равнодушия,нежели в условиях ожесточенной политической борьбы. «Я на выборы не пойду, оникуплены. Все решено за нас. Мэром станет тот, кого посадят сверху», - безразличноотвечала на многочисленные расспросы проводница поезда, сознавшаяся, чтофамилии кандидатов слышит впервые. Пассажиры ее взгляды разделяли, ноконкретизировали: мэром станет Пахомов. По их мнению, в этом видна «рукаКремля»: «Раз президент (имеется в виду премьер-министр РФ Путин — «Полит.ру»)говорит «мочить в сортире», то им поставленный мэр может говорить ''срач''». И.о.мэра Сочи Анатолий Пахомов, будучи еще главой Анапы, любил устраивать своимподчиненным публичную «порку», не скупясь в выражениях.
В самом городе не сразу видно,что на носу выборы — агитация за оставшихся в бюллетене кандидатов расклеенаскупо и перемежается с потрепанными плакатами Александра Лебедева, уже снятогос выборов. Время от времени на улицах встречаются портреты улыбающегося Немцоваи совсем редко - стикеры КПРФ. «Но самая большая агитация идет понятно за какуюпартию», - сказал встреченный нами в городе агитатор от коммунистов студентРоман. Он заверил, что не только проголосует, но и будет наблюдателем навыборах.
Многие его ровесники, впрочем,интереса к выборам не испытывают — это скучно, бесполезно и безрезультатно.19-летний студент Черноморской академии, работающий помощником адвоката,голосовать не пойдет: «правительство уже все купило, все решило между собой».Опросив еще десяток юных избирателей, мы добились такого же ответа. Казалось, выражения«купили» и «договорились между собой», являются в сочинском диалектесинонимичными. Лишь 18-летний учащийся адлерского филиала РУДН, тушуясь,сознался, что пойдет на выборы и поставит галочку напротив фамилии Немцова. «Ну,... потому что он [Немцов] нормальный. Правильные вещи говорит», - сказалстудент, не уточнив, в чем именно прав его кандидат. В своем выборе студентРУДН отнюдь не одинок — в поддержку Немцова высказывались торговцы сочинскихрынков. Оно и не удивительно: главной «фишкой» его предвыборной кампании былаагитация на улицах. «Да, я встречался в чебуречных, да, я встречался вэлектричках с людьми, да, это было на набережной, на Ривьере, это было вЛазаревском, в Имеретинке», - гордо заявил оппозиционер на митинге «За честныевыборы», состоявшемся у городской администрации в пятницу, 24 апреля.
Но митинг заинтересовал немногих.Молодежь тусовалась у здания «Олимпстроя», где Комитет Госдумы по молодежнойполитике устроил для них соревнования по экстремальным видам спорта с открытымучастием. Люди постарше приводили своих детей на концерт, посвященный «ГодуМолодежи», который совпал точно по времени и почти точно по месту соппозиционным митингом (сцена, с которой доносилась веселая «калинка-малинка»находилась в пятистах метрах от трибуны, на которой выступал Немцов.
То был последний день, когдаагитация была законной. В субботу в Сочи наступит «день тишины», тогда горожане,уставшие от бесконечных выборов (толькоза последний год - вторых), решат за кого проголосовать на это раз. Кому-топриглянется «крепкий хозяйственник» Пахомов, кому-то улыбчивый и активныйНемцов (единственный из сфотографировавшихся для списка кандидатов без гастукаи пиджака), кому-то - коммунист Дзагания, а кому-то - трое других кандидатов,чьи имена общавшимся с нами избирателям ни о чем не говорили. «Даже не знаю,кто это, я так устала от этих выборов», - жаловалась нам пожилая сочинка.
Жителям будущей Олимпийскойстолицы порядком надоели предвыборная чехарда и пристальное внимание со стороныМосквы. Поставленной на уши милиции и обширного админресурса Пахомовуоказалось не достаточно для победы. В город-курорт залетелдаже столичный мэр. Казалось бы, при чем тут Лужков?