Мировая практика знает два подхода к работе с соотечественниками за рубежом репатриационный и диаспоральный. До последнего времени Россия на практике придерживалась, скорее, последнего. «Мы не можем себе позволить массовую репатриацию из экономических соображений» пояснил Леонид Невзлин. Однако фактически влияния России недостаточно и для того, чтобы поддерживать хорошие условия существования для своей диаспоры в странах ближнего зарубежья. Надежда напротив обрести в этой диаспоре подпору нашей внешней политике в отношении этих стран также не оправдалась. Между тем демографическая ситуация внутри России настоятельно требует притока населения извне.
В этой ситуации для России, по мнению сенаторов, необходим комплексный подход, сочетающий в себе репатриационный и диаспоральный принципы. Только что одобренный Госдумой Закон о гражданстве о гражданстве, по словам Невзлина, «не создает никакого предпочтения для соотечественников, они проходят на общих основаниях», тогда как в Совете Федерации считают, что эти люди должны иметь «законное право двойного гражданства и облегченное право получения вида на жительство и российского гражданства, чтобы работать в Российской Федерации». Это противоречие между позициями разработовшего Закон о гражданстве правительством РФ и Совета Федерации и подвигло последний к мысли воспользоваться недавно приобретенным правом законодательной инициативы для разработки специального закона о репатриации.
Леонид Невзлин сообщил также, что члены Совета Федерации примут участие в работе экспертных и консультативных рабочих групп по подготовке правительственной Программы мер по поддержке соотечественников за рубежом на период 2002-2007 годов.