будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
СССР
Июль 17, 2025
Страна
Долгин Борис

Союз разрушимый…

Вчера совет министров Белоруссии принял решение о закрытии в стране корпункта российской телекомпании НТВ. Эта акция последовала за высылкой руководителя корпункта Павла Селина.

Анонимный высокопоставленный сотрудник кабинета министров заявил: «В очередной раз в Белоруссии идут не по пути разрешения проблем, а по пути обострения имеющихся». МИД России встретил новость «с сожалением». Минпечати расценил действия Минска как давление на российские СМИ, а также как «откровенное попрание таких фундаментальных демократических норм, как свобода слова и независимость средств массовой информации», продолжение «цепи недружественных акций в отношении российских средств массовой информации и их представителей в Белоруссии».

С резким осуждением этого шага выступили либеральные партии – СПС и «Яблоко». К ним присоединились коммунисты и даже не замеченный в излишнем внимании к проблемам гражданских свобод лидер Народной партии. Единороссы отмолчались (команды не поступило?) Зато либерал-демократ Митрофанов обозначил иную позицию: «Надо, находясь в стране, учитывать особенности ее национального режима». А еще он призвал «помнить, что государственные интересы России выше интересов конкретного СМИ». Судя по всему, с точки зрения Митрофанова, интересы России состоят в том, чтобы быть максимально лояльными к существующему белорусскому режиму и терпимыми ко всем колебаниям его политической линии.

А почему собственно? Почему режим, высылающий российских журналистов и политиков (причем не левых или правых радикалов, а руководителя фракции Госдумы вместе с вице-спикером того же органа), сокращающий вещание российских каналов, постоянно обманывающий Россию в экономических вопросах, считается самым дружественным на постсоветском пространстве, не говоря уже об остальном мире?

Культурная и историческая близость? Да, конечно. Но это близость с народом, а не с режимом. Наличие российских военных баз? Ну, так они не в одной Белоруссии водятся. К тому же при осложнении дискуссии с Кремлем Лукашенко уже поднимал вопрос о пересмотре стоимости их размещения, сроках пребывания российских войск в стране и даже – о компенсации за вывозимые с ее территории ядерные боеголовки. То есть безъядерный статус многократно провозгласили, а теперь заплатите за то, что статус этот нам предоставляете. Особенно интересно, что требование обращено был отнюдь не к странам, на которые ракеты были бы нацелены.

Может быть, нас вдохновляет уникальный интеграционный проект? Так судьба его совершенно не ясна. Обещанный в Белоруссии с 1 июля ввод в обращение безналичного российского рубля, выгодный скорее для белорусской экономики, отложен на неопределенный срок. Точно так же тянется время с проектом конституционного акта союзного государства. Совместный проект документа уже в марте был завершен. 2 июля Лукашенко создал комиссию по разработке еще одного варианта.

Зачем интеграционный процесс нужен Лукашенко, мы знаем: 1) привлечение симпатий значительной части граждан страны, выступающих за близкие отношения с Россией; 2) выбивание у нас уступок по всем возможным вопросам; 3) создание повода для третьего срока президентства в Белоруссии или получение контроля за нашим общим государством (если оно когда-нибудь состоится).

Но зачем все это нужно России? Ответы понятны: 1) сохранение Белоруссии в сфере российского влияния; 2) вытекающая отсюда большая «геополитическая» мощь, 3) подкрепление экономических связей получением (естественно, небесплатным) российскими компаниями контроля за некоторыми белорусскими предприятиями.

Начнем с конца. Помнится, в начале лета Путин призвал «отделять мух от котлет», то есть интеграционно-политические разговоры от экономических отношений. Время от времени шаги в этом направлении делаются. Так, в ноябре 2002 «Газпром» заявил, что может прекратить поставки газа в Белоруссию, если она не будет платить по новой цене. Ситуацию быстро урегулировали на уровне премьеров и подтвердили президентским составом в обмен на обещание снять ограничения на акционирование «Белтрансгаза» – процесс создания совместного предприятия и единой газотранспортной системы было запланировано запустить к 1 июля 2003 года. Сегодня уже 9 июля и, конечно, никаким акционированием и не пахнет. Более того, Лукашенко уже высказывает опасения, что от приватизации белорусских предприятий выиграют российские олигархи. То есть он намерен водить за нос и дальше.

Впрочем, обещание давал – и это важно – премьер. Не то чтобы Лукашенко боялся обманывать лично, но с правительством всегда проще – разогнал, а потом: я не я и хата не моя. Кстати, недовольство нынешним кабинетов уже высказывалось им неоднократно.

Так что рассчитывать на четкое выполнение экономических договоренностей при всей интеграционной риторике Лукашенко не приходится. Куда проще и выгоднее, оказывается, иметь дело с лидерами, не столь дружелюбно улыбающимися, но выполняющими свои обязательства.

Теперь о российском влиянии. Если где-то оно и сохраняется, то только в сфере языка – и это приятно (хотя нет ничего хорошего, когда это делается за счет языка белорусского). Каналы российские по мере необходимости или просто для демонстрации власти отключаются. Реального воздействия на белорусскую политику Россия не оказывает. Самые минимальные попытки установить связи с белорусской оппозицией пресекаются.

Вообще, политика Лукашенко строится на том, что для оппозиции он пытается предстать защитником белорусской независимости, а для Москвы – единственным белорусским политиком, расположенным к России.

Что же до геополитики, то на международной арене самостоятельная Россия выглядит куда более сильным и четким игроком, нежели в странном союзе с нынешней Белоруссией.

Этот мнимый союз вынуждает российских политиков становиться на международной арене адвокатами Лукашенко. Доходит до анекдотов. ОБСЕ принимает резолюцию в связи с отсутствием в стране свободы слова, недостаточностью полномочий парламента, расправами с оппозицией. Наш многоопытный спикер Селезнев в ответ критикует ОБСЕ: в Белоруссии, мол, есть некие положительные сдвиги. Явно речь идет не о свободе печати, которую теперь отлавливают с собаками. Похоже, Геннадий Николаевич имеет в виду действительно наметившееся временное улучшение отношений с оппозицией… на почве отказа от российского рубля.

Вообще, надо понимать, что если Россия действительно стремится в Евросоюз, то в паре с лукашенковской Белоруссией это из перспективного плана превращается в бесперспективную утопию.

Так что же делать? Наплевать и забыть о том, что есть такая страна? Ни в коем случае. Просто понять, что единственный возможный способ сотрудничать с Белоруссией в сфере экономики – требовать деньги вперед стульев и настаивать на том, чтобы отношения носили максимально прозрачный и «развязанный» характер. Правда, к общему государству такой подход никакого отношения не имеет.

Вот с политикой намного сложнее. И об этом в следующей нашей статье.

Долгин Борис
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).