Бизнесмен Михаил Прохоров опубликовал в «Коммерсанте» статью, в которой дал свои предложения относительно жизни России в условиях экономических санкций. Помимо разнообразных проектов по снижению налоговой нагрузки, по реформированию социальной политики и по увеличению производительности труда, Михаил Прохоров предлагает реформировать российскую систему регионального управления.
Административно-территориальное устройство России слабо менялось за последние два с лишним века, со времен Екатерины II. Государство разделено на более или менее равные территории, в центральной части страны поменьше, в северной — побольше, в Сибири встречаются совсем громадные по площади регионы. Над несколькими губернаторами иногда (до революции) ставился генерал-губернатор. В единое целое объединялись по конституционным или чисто прагматическим причинам губернии Финляндии, Польши, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока и т.д.
Пришедшие к власти в 1917 году большевики несколько раз пытались придумать что-то новое, но в итоге все вернулось на круги своя: границы губерний были несколько перекроены, сами они были переименованы в области, но суть осталась та же самая. Союзные республики, которые обладали некоторой самостоятельностью и имели вес при принятии тех или иных политических решений, в итоге стали независимыми государствами, а Россия так и осталась с несколькими десятками регионов в своем составе.
Именно на регионы было и остается завязано все государственное планирование и управление. Федеральные ведомства имеют представительства в регионах, на современном бюрократическом языке они называются управлениями, в зону их ответственности входит точно территория одного или нескольких регионов, иногда — полутора.
В современной практике случается, что некие государственные органы межрегионального значения не слишком пересекаются друг с другом по охвату территорий. Так, например, зона ответственности апелляционных арбитражных судов никак не связана с нарезкой страны на федеральные округа.
Михаил Прохоров предлагает кардинально реформировать принцип устройства федеральных округов. Бизнесмен резонно замечает, что свою первоначальную задачу — «усмирения» регионального сепаратизма — они уже выполнили, и теперь только специалисты могут точно сказать, чем же именно занимаются аппараты полномочных представителей, которых уже насчитывается аж девять штук по всей стране. Если быть точнее, то даже специалисты до конца не понимают, в чем их смысл в современной России.
Прохоров считает, что институт полпредства нужно направить на задачу экономической мобилизации и интеграции связанных друг с другом районов. И тут у него появляется действительно свежая для публичного пространства мысль, которая, впрочем, судя по всему, уже некоторое время муссируется в федеральном правительстве.
На страницах «Коммерсанта» Прохоров предлагает президенту назначать полномочных представителей, невзирая на границы регионов. Так, например, он видит создание Полярного федерального округа, в который войдут все районы так или иначе связанные с Северным морским путем, а также с логикой освоения приполярных территорий.
Понятно, что в Полярном федеральном округе будут органично смотреться Ямало-Ненецкий или Чукотский автономные округа, однако весь Красноярский край вписать в Приполярье не получится, его ядро, Красноярск с окрестностями, находятся на широте Москвы, и так же, как и столица, далеки от полярного круга.
Кроме того бизнесмен и политик предлагает по-новому разделить Сибирь, создав ориентированный на Японию Дальневосточный округ и Южно-Сибирский округ, «с задачей создания мощного промышленного кластера для защиты рубежей России и с возможной экономической экспансией на территорию Китая».
Идеи Прохорова сегодня не кажется столь уж безумными, хотя еще несколько лет назад слова Чилингарова о создании Полярного федерального округа входили в кем-то составленную подборку лучших перлов российских политиков.
Арктика сегодня находится под пристальным вниманием российского руководства. Москва рассчитывает на этот неприветливый регион не только как на источник сырья — даже с учетом современных технологий что-то добывать там все равно крайне сложно и дорого. Как верно заметил Михаил Прохоров, весь приполярный регион связывает Северный морской путь, и именно на него делает ставку Москва.
В советское время Северный морской путь использовался исключительно для снабжения северных и дальневосточных регионов, и о его коммерческом использовании не сильно задумывались — он был важен сам по себе, как стратегический объект.
Со становлением рыночной экономики правительство начало задумываться о том, как бы получить хоть какую-то прибыль от дорогостоящей инфраструктуры, которая была построена вдоль побережья Северного Ледовитого океана — однако короткая навигация, а также неудобство маршрута (по пути из Азии в Европу нет ни одного крупного порта, куда можно было бы вести груз) делали свое дело, иностранцы почти не пользовались этим маршрутом.
В последние годы, однако, количество иностранных судов, которые проходят через Северный морской путь, резко возрастает. Одна из причин — локальное изменение климата, которое привело к тому, что продлилась навигация по Северному морскому пути. Однако вторую причину тоже не стоит упускать из виду: Москва различными способами пытается заинтересовать зарубежные коммерческие компании использовать акваторию Северного Ледовитого океана.
В 2012 году было выдано 46 разрешений для иностранных судов по прохождению Северного морского пути, а в 2012 году по этому маршруту прошло уже 127 судов. Впрочем, это все рано не сравниться с традиционным маршрутом: через Суэцкий канал в 2012 году прошли 18 тысяч судов.
Россия, однако, поддерживает свой ледокольный флот, в том числе и атомный, практически в образцовом состоянии — ледоколы хоть с этого лета готовы сопроводить сотни судов, которые следуют из Тихого океана к Европе и в обратном направлении.
Если дружба России и Китая, которая вылилась в подписание в Шанхае знаменательного контракта между «Газпромом» и CNPC, действительно состоится, то ничто не помешает Москве привлекать китайских перевозчиков для прохождения Северного морского пути, раз уж с железнодорожным транзитом через Евразию как-то не задалось. А для такой важной задачи — почему бы и не создать специальный федеральный округ?