будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Рособрнадзор образование школа
Июль 8, 2025
Страна
Логинов Дмитрий

Средняя школа. Что мешает учителю

Средняя школа. Что мешает учителю
_800-600_3Z17ufC
Учитель математики

Около 10% учителей русского языка и математики имеют пробелы в знаниях по базовым предметам, утверждает Рособрнадзор. О проблеме заявил глава ведомства Сергей Кравцов на Общем собрании Российской академии образования.

«Наши исследования показали: более 11% учителей испытывают проблемы с русским языком, математикой. Это только те исследования, которые проводили мы по учителям русского языка и математики», – приводит его слова информационное агентство РИА Новости. По мнению Кравцова, будущие учителя, заканчивая вузы, не всегда владеют программой в полном объеме, и отсюда проистекают сложности в работе, когда они, получив диплом, начинают преподавать.

Претензии к качеству образования иногда высказывают и родители детей школьного возраста; впрочем, не всегда их замечания связаны с уровнем знаний учителей, а иногда касаются вопросов педагогических. В то же время сами учителя нередко жалуются на изменения программы, необходимость преподавать без нормальных учебных пособий и рост самых разных требований к их работе со стороны профильных ведомств.

Ситуацию по просьбе «Полит.ру» прокомментировал Дмитрий Логинов, старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. По его мнению, проблемы учителей связаны с недостаточной образованностью только отчасти.

«Вопросы к персональной подготовке школьных учителей, безусловно, существуют. Одним из источников этой проблемы являются 1990-е годы и начало 2000-х, когда профессия школьного учителя далеко не входила в число наиболее популярных. Эта профессия тогда была в числе аутсайдеров для многих молодых людей, которые заканчивали школу и начинали готовить себя к карьере школьного педагога.

 

В последние годы, в том числе в ходе реализации майских указов президента (имеются в вижу указы 2012 года – прим. ред.), повысилось финансирование школы, и в педагоги стали идти более подготовленные молодые люди. Однако отголоски этой проблемы остались. С другой стороны, в последние годы в системе школьного образования активно реализуются реформы: это и переход к Единому государственному экзамену, к итоговым аттестациям в более младших классах, и менее заметные, но важные для работы школы реформы. То есть, требования к педагогам в последние десятилетия достаточно существенно меняются, и учителя вынуждены перестраиваться, реформатироваться на ходу, и это, безусловно, тоже влияет на их профессиональные навыки и компетенцию.

Кроме того, родители, особенно в крупных городах, выставляют существенные требования к школьной подготовке ребенка, чтобы тот мог поступать в вузы. В результате учитель зачастую находится еще и под некоторым давлением родительского сообщества – а также под административным давлением. В ходе всех наших исследований последних лет учителя нам сообщают, что административная нагрузка на них постоянно повышается. Эта нагрузка, безусловно, отвлекает учителя, отнимает у него достаточно много времени, которое он мог бы потратить на самоподготовку. При этом учителя проходят повышение квалификации (это обязательное для них условие), и мы видим (эта тенденция последних лет ярко выражена), что они стараются работать над своими навыками и самостоятельно, в том числе с помощью информационных технологий.

В целом картина такова. Сами же родители сообщают нам о том, удовлетворены ли они работой учителей, и получается, что большинство удовлетворены тем, как учитель готовит их детей и насколько может дать им те знания и навыки, которые необходимы. И это большинство значительное, оно составляет почти 80% – такая доля опрошенных родителей в целом удовлетворены качеством обучения. То есть, можно предположить, что проблема в каком-то сегменте учителей есть, но эта проблема не является критичной и не относится к массовым к представлении родителей.

Теперь о результатах прохождения учителями анкетирования или проверки их знаний. Вопрос, на который сначала нужно ответить, чтобы оценить ситуацию, таков: каким должен быть проверяемый уровень знаний у учителя? Что является границей отсечения, при каком уровне знания предмета учитель получает удовлетворительную или хорошую оценку, а начиная с какого уровня учитель получает неудовлетворительную оценку? Это существенный вопрос, поскольку в школе по каждому предмету, особенно когда мы говорим о предметах, по которым делается полный охват при итоговой аттестации школьника. Какой должна быть глубина проверки знаний учителя? Словом, перед тем, как проверять учителей, нужно максимально конкретизировать требования к уровню их знаний.

Понятно, что учитель не может научить 100% учеников всему, не может сделать так, чтобы все школьники сдали итоговую аттестацию на максимальный балл, если это не специальные школы и не специально отобранные дети. Это просто невозможно. Точно так же совершенно невозможно представить ситуацию, когда 100% учителей обладают знаниями максимального уровня по предмету. Видимо, логично здесь определить планку по каждому предмету: что нужно знать учителю. Что должен знать ученик, мы знаем: каждый год это показывают результаты ЕГЭ. Что должен знать учитель – это уже вопрос конкретной методологической работы по каждому предмету.

 
Ученицы первого класса

Итак, в целом родители школьников удовлетворены тем, как учителя дают предмет, в какой форме и с какими результатами; в целом мы видим, что подавляющее большинство школьников каждый год сдают итоговые экзамены на те баллы, которые признаются приемлемыми с точки зрения методологии каждого предмета; и мы видим, что учителя уделяют большое внимание своей подготовке по предмету, но при этом вынуждены существенно отвлекаться на то, чтобы адаптироваться к новым требованиям и чтобы нести существенный объем административной нагрузки. 

Так что проблемы, о которых говорил глава Рособрнадзора, связаны и с последствиями ситуации в 1990-х, и постоянно меняющимися требованиями к учителю, и с тем, что в профессиональном отношении эти требования объективно растут. Поскольку растут требования к человеческому капиталу, растут требования к уровню знаний, и требования к учителю объективно увеличиваются. И понятно, что, будучи вынужденными удовлетворять объективно все более высоким требованиями, часть учителей достигает этого быстрее, часть – медленнее. И, видимо, часть учителей не может этого сделать в силу своих особенностей.

Как всегда, у любой профессии есть свои лидеры, свои аутсайдеры и широкий средний в профессиональном отношении слой. И в случае со школьными учителями мы можем предположить такую же картину, пользуясь данными социологии и теми оценками, которые дают авторы исследований», – сказал Дмитрий Логинов. 

Логинов Дмитрий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).