Цель прибытия дипломатов - на месте изучить ситуацию с положением турок-месхетинцев. Напомним, что летом турки проводили голодовку, протестуя против жестокой дискриминации, которой их без всяких правовых оснований подвергает администрация Краснодарского края. В октябре в Вашингтон по приглашению правозащитной организации "Международная Амнистия" выехал эксперт Новороссийского комитета по правам человека Вадим Карастелев. Он провел переговоры с представителями Госдепартамента и другими официальными лицами, обсуждая возможность предоставить желающим из числа 13 тысяч месхетинских турок, проживающих на Кубани, статуса беженцев в США.
Теперь краснодарские правозащитники и председатель краевого отделения общественной организации международного общества месхетинских турок Сарвар Тедоров принимали у себя американских дипломатов и обсуждали с ними возможность выезда части турок-месхетинсцев в США.
Сам по себе факт, что подобные переговоры стали возможны, представляет собой существенный удар по имиджу России как страны, где уважаются и соблюдаются права человека. К сожалению, за последнее время это уже не первый случай, когда США выражают готовность принять к себе людей, которые подвергаются дискриминации со стороны властей тех или иных российских регионов. Так, в июне стало известно о том, что американское правительство приняло решение разрешить въезд части бакинских армян - беженцев, с конца 80-х годов проживающих в Москве на птичьих правах.
И еще одна российская гуманитарная и политическая проблема сейчас неожиданно вышла на международный уровень.
12 ноября 300 семей вынужденных переселенцев из Чечни (в общей сложности около 2 тыс человек), находящихся в лагере беженецев в Ингушетии, направили президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву открытое письмо с просьбой разрешить им временно проживать в республике. Казахстан был выбран не только потому, что эта страна расположена в относительной близости к Чечне и Ингушетии. Учитывая историю чеченского народа, в свое время высланного в Казахстан, эта республика не чужая для чеченцев. Многие из них родились там, многие имеют там родственные связи. Но главное здесь все-таки историческая память, придающая особенную хлесткую силу этому обращению. "Какой бы горькой ни была память чеченцев о сталинской депортации, когда погибла треть нашего народа, мы вынуждены заявить Вам, уважаемый г-н Президент, что наше нынешнее положение( 8 лет войны, бездомья и полной неизвестности) еще тяжелее, чем депортация", - говорилось в письме.14 ноября власти Казахстана решительно отказали в этой просьбе. "Мы себе такое позволить не можем - просто не хватит нашего бюджета, - заявил "Интерфаксу" замминистра внутренних дел Казахстана Иван Отто.
Реакция Астаны была абсолютно предсказуема. Ссориться с Россией, предоставляя ее гражданам убежище и тем самым признавая факт преследования их на родине, Казахстан не станет ни в каком случае. К тому же экономические соображения, на которые ссылается И.Отто, действительно весьма существенны для страны тысячи жителей которой правдами и неправдами прорываются в Россию на заработки. По всей видимости, авторы письма понимали все это и не ждали положительного ответа. В сущности, открытое письмо Назарбаеву представляло собой просто попытку обратить внимание международного сообщества на проблему беженцев, находящихся в лагерях на территории Ингушетии. В последнее время обитатели лагерей, особенно "палаточники" испытывают все более жесткое экономическое и административное давление с целью принудить их к возвращению в Чечню. Раздаются и угрозы насильственной депортации. Ответом беженцев стала кампания протестов, на которые власти страны пока никак не реагируют.
Неслучайно копия письма Назарбаеву была направлена в адрес президента Путина. Придавая проблеме международный модус, беженцы и поддерживающие их правозащитники надеялись хотя бы довести до сведения главы государства информацию о том, что творится последние полгода вокруг лагерей беженцев в Ингушетии.
В тот же день, когда пришел отказ из Астаны, международная правозащитная организация "Human Rights Watch" обратилась к Владимиру Путину с письмом, также посвященном теме принуждению беженцев к возвращению в места постоянного проживания. "Мы обращаемся к Вам с просьбой гарантировать находящимся в Ингушетии вынужденным переселенцам из Чечни соблюдение предусмотренных международными нормами прав на минимально достаточные гуманитарные условия, на выбор места жительства, а также на защиту от принудительного возвращения в условия, где повсеместно нарушаются права человека, - говорится в письме. - Надеемся, в частности, получить Ваши заверения в том, что, вопреки заявлениям местных властей, временно перемещенные лица из лагеря в Аки-Юрте на севере Ингушетии не будут уже в ближайшее время вынуждены оставить лагерь".Реакция внутри России на эти демарши пока вялая. Президент молчит. Учитывая скорое проведение в Москве под эгидой администрации президента конгресса представителей всех народов Чечни, которые жили на территории этой республики до 1991 года, можно предполагать, что Кремль, воздерживаясь от каких бы то ни было вопросов по беженскому вопросу, сохраняет свободу маневра на случай, если этот вопрос очень остро встанет на конгрессе, где будут присутствовать, по всей видимости, не только сторонники ускоренной ликвидации лагерей.
Пока на вопль беженцев содержательно отозвался только Уполномоченный про правам человека Олег Миронов. "Россия в состоянии помочь беженцам из Чечни и вряд ли нужно обращаться в Казахстан, тем более, что там экономическая ситуация не лучше", v заявил он. Страна, по его словам, "может принять во многих местах своих собственных граждан, каковыми и являются чеченцы". Поэтому нужно обращаться к собственным властям и требовать от них обеспечения безопасности в Чечне и социально-экономического восстановления республики.