будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 17, 2025
Страна
Куликов Дмитрий Сергейцев Тимофей

Стабилизация феодализма

Стабилизация феодализма
98_16

Анализ итогов всей череды прошедших выборов (президентских, парламентских, губернаторских) еще не проделан, потому что не задан важнейший вопрос: Кому в результате принадлежит все "политическое имущество" в России? Нас при этом интересуют не избирательные кампании сами по себе, а политическая история России, начиная с момента ее появления в 1991 году.

Борис Ельцин, запустив парад суверенитетов и приватизацию всего (не только хозяйственного имущества, но и социальных институтов) как базовый процесс в стране, сместил акцент с власти на владение. На сегодняшний день в стране есть ряд политических инструментов, которые пока нельзя назвать властью. Есть пост президента и есть конституционное большинство. И все это единодушие кому-то принадлежит. Кому? 

Над этим вопросом должен задуматься при подведении итогов прошедших выборов не только эксперт-политолог, но и каждый гражданин, поскольку за мифической фигурой маркиза Карабаса всегда скрывается организованная группа.

Надо отдать должное Владимиру Путину, ему никогда и не приходило в голову объявить «политическое имущество» своим. Даже в «деле ЮКОСа» он свое авторство отрицал. Единственное, что он обозначил как свое – это федеральные округа, которые были предназначены для борьбы с губернаторами. Но эта борьба тихо сошла на нет.

Наша общественная мысль сама себе создала глуповатую картину мира: российское «политическое имущество», якобы, либо ничье, либо принадлежит одному человеку – хозяину. Но в российской социальной традиции организованная группа выдвигает лидера условно, скорее для собственного обслуживания, чем в качестве действительного руководителя, в руках которого находится жизнь и судьба членов группы, как это имеет место в другой социальной традиции - итальянской "мафии".

Идея ельцинской политики - создать политический класс из финансовых олигархов - была нетривиальной и рискованной. «Экстерриториалы», они должны были противостоять региональной самоорганизации производственных отраслей («красных директоров»), территориальных ханств и баронств, взять на себя политическую задачу формулирования и решения общих проблем страны. Однако этого не случилось.

Олигархов как класс отодвинули. А Муртаза Рахимов и Ментимир Шаймиев и их товарищи по политическому классу - на своих местах и сильно укрепили свои позиции.

Эти олигархические конструкции гораздо мощнее, чем ЮКОС. Потому что нефтяная компания прозрачна или полупрозрачна. Хочешь ренту – бери ренту. Хочешь реорганизовывать – реорганизуй. Лицензии – хочешь давай, хочешь забирай.  Лоббизм не может противостоять в этих вопросах государственным инструментам влияния.

Концерт с «борьбой против ЮКОСа» должен был показать, что Владимир Путин кого-то поборол. А кого он поборол? Человека, который владеет (уже и не владеет) всего лишь акциями. Не армией, милицией и территорией и даже не террористической организацией – акциями.

По экспертным оценкам, в определенного типа регионах все доходы хозяйствующих субъектов, превышающие 150–200 тыс. долларов, должны не просто облагаться данью, а непосредственно принадлежать местной властно-олигархической семье. И такого четыре года назад не было. По всей видимости, именно такие территории обеспечили победу на выборах президента с результатом под 100%.

Самоопределение властно-олигархических семей в этих регионах базируется на том, что записано в их конституциях. А там в большинстве случаев – «Суверенитет».

Каждый член регионального клуба обладает на правах властителей территориями и населением, сравнимыми с крупными европейскими странами. Им в реальности  подчинены местные милиция, ФСБ и прокуратура. И они лучше всего впишутся в сценарий распада России.

Чем хуже главы территориальных кланов, чем лидеры стран СНГ? В глазах самих глав «семей» они – лучше.

Те губернаторы, которые были все-таки смещены со своих постов, ушли, полностью израсходовав свой капитал влияния в регионе, а не в результате применения к ним правовой процедуры. При этом они получили неплохие места в центральном аппарате государственного управления. Характера региональной «политэкономии» это никак не поменяло. Таковы случаи Наздратенко в Приморье, Яковлева в Санкт-Петербурге, Кондратенко в Краснодарском крае, Николаева в Якутии.

Российский обыватель, голосовавший на всех прошедших выборах, вполне может прийти в к выводу, что «политическое имущество» в России, включая парламент и президента, долевым образом распределено между членами территориального клуба и вполне их устраивает. Что наша публичная политика, включая президента, может противопоставить такому мнению?

Получилось, что демонстративная «борьба с ЮКОСом» оказалась единственным публичным событием всех предвыборных кампаний последнего времени. Без отношения к вопросу о том, кто позарился на финансовый капитал или источник прибыли, понятно, что это - фальшпанель, маскирующая проблемы действительной политической борьбы, если она вообще ведется.

Установка на стабилизацию вполне устраивает членов территориального клуба, которые за следующие четыре года должны дооформить структуры своей политической и хозяйственной автономии. В этом свете назначение нового правительства до выборов  – скорее выдача гарантий своим политическим союзникам, нежели ход в избирательной кампании.

По всей видимости, итогом четырехлетней политической борьбы президента Путина стал этапный проигрыш территориальному клубу, а итогом 13-летней политической жизни новой России - отсутствие механизма воспроизводства целостности страны.

Куликов Дмитрий Сергейцев Тимофей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).