Переживающий нелегкие времена телеканал «Спорт» (государственный ФГУП ВГТРК) прекращает свое существование. По крайней мере в нынешнем формате. Как сообщил генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев (цитата по Gazeta.ru), «на новом канале сохранится объем прямоэфирного спорта и трансляции социально значимых видов спорта (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол)».
Возглавит новый телеканал бывший руководитель «Петербург-Пятый канал» Владимир Троепольский, ранее назначенный заместителем генерального директора ВГТРК, а гендиректор «Спорта» Василий Кикнадзе останется главным редактором спортивного вещания холдинга ВГТРК.
Добродеев объяснил принятое решение уменьшением количества прав на спортивные трансляции.и ростом цен на приобретение прав трансляции даже не слишком популярных соревнований.
Постановили: считать спорт миром
История федерального спортивного канала началась несколько лет назад и началась как история политическая в полном смысле слова. Одним из последствий заседания Госсовета по спорту в 2002 году (там спорт был назван едва ли не национальной идеей) стало решение о создании специального спортивного канала. Телеканал «Спорт существует с 2003 года. Но вот федеральной кнопки для него не было.
После отключения канала ТВС (принадлежал опальному бизнесмену Борису Березовскому), владелец лицензии ЗАО «МНВК» временно, до конца 2004 года по договору передал право на вещание на шестой метровой частоте новому федеральному телеканалу «Спорт». Впоследствии МНВК была ликвидирована, и вещание канала «Спорт» продолжилось вплоть до 2007 года, когда лицензия истекала. Спортивная тематика противоречила условиям лицензии, согласно которым на 6-ой кнопке должен был вещать общественно-политический канал.
Летом 2007 года вещательная лицензия телеканала «Спорт» была аннулирована. В августе на заседании Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) на тендер был выставлен пул частот под концепцию «спортивное вещание». В конкурсе приняли участие собственно «Спорт» и канал 7ТВ, Федеральная конкурсная комиссия отдала предпочтение «Спорту» и его вещание продолжилось на той же частоте.
На 1 июля 2009 года программы телеканала «Спорт» доступны для 79,5 миллионов человек, проживающих в 80-ти субъектах РФ, что составляет 55,4% от общей численности населения страны. Объём ежедневного вещания — 24 часа.
В 2006 году телеканал “Спорт” стал самоокупаемым. По словам гендиректора телеканала “Россия” Антона Златопольского, канал тогда заработал $31,5 млн, а его затраты составили $28 млн. Это связано и с тем, что ВГТРК, будучи членом Европейского вещательного союза (EBU), имеет лицензионные приоритеты на многие главные спортивные события.
Телеканал «Спорт» стремительно оттирал конкурентов в лице спутникового НТВ+, чей спортивный пакет до сих является наиболее сильным. Показательной была добровольно принудительная продажа прав на трансляцию российского чемпионата по футболу в 2007 году. Права были выкуплены НТВ+, но президент Путин поручил первому вице-премьеру Медведеву (а по совместительству председателю Совета директоров «Газпрома», которому через ряд структур принадлежит НТВ+) разобраться, почему россияне остаются без бесплатного футбола. Как был улажен конфликт и сколько денег получили «НТВ-шники» подлинно неизвестно. Известно лишь, что условно бесплатный футбол россиянам оставили.
Так проходит слава мира
С пятилетием канал «Спорт» поздравляли в специальных телеобращениях спаситель бесплатного футбола, президент Владимир Путин и спикер Госдумы Борис Грызлов. Но в сентябре 2008 года произошел обвал фондового рынка в России и начался финансово-экономический кризис. И канал начали покидать рекламодатели.
Первый публичный звоночек для телеканала «Спорт» прозвенел весной этого года, когда все тот же НТВ+ запросил за трансляцию российского чемпионата по тому же футболу 6 млн долларов. Гендиректор «Спорта» Кикнадзе тогда заявил, что эти условия неприемлимы, а на рекламе он не сможет «отбить» и миллиона из этой суммы. Лишь по итогам долгих закулисных переговоров (они закончились буквально за два дня до старта чемпионата) каналы о чем-то договорились. В прессе называлась сумма в 1,5 млн. долларов, которые «Спорт» готов был заплатить «НТВ—Плюс». А также говорилось о готовности «Спорта» передать «НТВ—Плюс» большую часть рекламного времени во время трансляций, сублицензию на показ чемпионата Италии по футболу и предоставление современной передвижной техстанции для организации трансляций. Так или не так, но «Спорт» сохранил важные для него футбольные трансляции.
Специфика рекламы на «Спорте» (как и на некоторых других российских телеканалах – «Пятом канале», например) заключается в том, что, помимо «обычных» рекламодателей, имеются еще и блоки «статусной рекламы» госкомпаний и близких государству компаний, которых телереклама вообще-то не нужна. Прежде всего, это «Газпром» (с аффилированными пенсионным фондом «Газфонд» и страховщиком «СОГАЗ»), «Роснефть», «Связьинвест», «Ростелеком», «Металлоинвест». И помимо рекламных денег от «обычных» рекламодателей «Спорт» сильно зависел и от поступлений от «ВИП-рекламодателей». Которые и по собственному почину, и по окрикам сверху начали урезать спонсорские и рекламные бюджеты.
Положение вне эфира
Ситуация с каналом «Спорт» отражает ситуацию не только в медиа или спорте, но и шире – является плотью от плоти российской социально-экономической реальности. История четко распадается на два периода - до кризиса (2003-середина 2008) и во время кризиса. В первый период нефть и биржевые индексы все перли вверх, а элиты выстроили почти уже вертикаль власти. Деньги считать было не очень принято (как их не очень считали в футболе см. «Дорогие передачи»). А в 2007-2008 годах транзит власти надо было сделать максимально безболезненным – «Спорт» выполнял важную социальную функцию. Сразу после начала кризиса парадигма начала трансформироваться – слово «экономия» вновь вошло в обиход представителей самой высшей власти, а перекредитованные компании сократили бюджеты. На все – от культурных проектов до пиар-кампаний.
И еще цитата из Добродеева: «Наиболее интересные спортивные соревнования проходили вечером, и поэтому в дневное время телеканал вынужден был транслировать либо повторы соревнований, либо не столь интересные спортивные события. ВГТРК планирует, что новый канал будет адресован более молодой аудитории, чем у канала «Россия». При этом, «Россия-2» будет финансироваться только за счет собственных доходов ВГТРК». Сия неопределенность, как представляется, неслучайна. Пока заявлен только секвестр расходов (как выяснилось, главным непрофилем в ВГТРК оказался спортивный канал). Похоже, что делать с каналом дальше руководство ВГТРК просто не знает. Если бы было политическое решение закрыть канал – наверняка бы и закрыли. Однако начальство (телевизионное и, вероятно, от медиа-бизнеса далекое) все еще считает некоторые (уже не все) виды спорта «социально значимыми». Это означает, что бизнес из телеканала «Спорт» делать если планировалось, то жестко эта задача поставлена не была. Ибо канал еще и «социально значим».
У высокого начальства, инициировавшего создание телеканала «Спорт», хочется поинтересоваться – это кто и когда доказал, что просмотр спортивных передач побуждает зрителя вести здоровый образ жизни? Где в трансляциях телеканала «Спорт» «социальная значимость? Если же оттолкнуться от определения «социально значимого», ты мы довольно быстро выясним, что наиболее социально значимый напиток в России – водка. И стало быть заявленная антиалкогольная кампания диссонирует с общеполитическим трендом на умиротворение населения в условиях кризиса.