Столетие со дня рождения Сергея Михалкова 13 марта в Москве было отмечено открытием мемориальной доски на доме №35 по Поварской улице, где жил известный детский поэт и автор слов к гимнам Советского Союза и России.
Бронзовую доску создал народный художник Георгий Франгулян. В церемонии ее открытия участвовали родные и друзья Михалкова, а также глава департамента культуры Сергей Капков, скульптор Зураб Церетелли, публицист Генрих Боровик. Открыл доску первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков и министр культуры Владимир Мединский.
Александр Жуков рассказал о планах по возведению двух памятников Сергею Михалкову — рядом с его домом на Поварской и в Пятигорске, где писатель провел юность.
Накануне поздно вечером президент Владимир Путин лично приехал на дачу Михалкова на Николиной горе, где собрались его многочисленные родственники, чтобы поздравить их со 100-летним юбилеем писателя.
Путин также затронул тему памятника Михалкову. Он согласился с его сыном Никитой Михалковым в необходимости его установки на Поварской улице и сообщил, что уже согласовал этот вопрос с мэром Москвы Сергеем Собяниным.
Глава государства назвал Сергея Михалкова «человеком во всех отношениях выдающимся». «Он не просто написал два гимна — советский и российский — он был драматургом, писателем, поэтом, воевал под Сталинградом», — сказал Путин. По словам президента, Сергей Михалков — «это целая эпоха и жизнь страны». «Можно по-разному оценивать его взгляды, но то, что это выдающийся человек — очевидный факт», — заявил Путин.
Путин признался, что по пути из своей резиденции просмотрел подготовленную в его администрации справку и поразился тому, что в 2008 году тираж книг Сергея Михалкова составил 300 миллионов экземпляров. «Если бы у нас авторские права защищались как следует, вам бы не пришлось так тесниться», — пошутил президент и добавил, что сначала даже заподозрил, что в данные закралась ошибка.
Режиссер Никита Михалков подтвердил подозрения президента и заявил, что на сегодняшний день тираж превысил полмиллиарда экземпляров.
Несмотря на то, что свои основные произведения Сергей Михалков написал еще в 1930-е годы, о нем до сих пор помнят и читают его стихотворения детям. Современный детский писатель Михаил Яснов рассказал «Полит.ру» о том, что в творчестве Михалкова сохраняет свою актуальность до сих пор: «Он был одним из главных столпов советской детской поэзии. Сегодня существует вполне понятный феномен. Детская поэзия, которая была посвящена советской школе, практически перестала существовать, потому что школы, про которую они писали, уже не существует. И не существует идеологии, которую они исповедовали. Но дошкольные стихи, которые писались про маленьких, до сих пор вполне живые, в том числе и стихи Михалкова (например, «Трезор»), так как в них не было идеологии. Дошкольная поэзия, посвященная жизни маленького человека, вот эта поэзия вполне существует. Детская психология малоизменчива. Что 500 лет назад, что сейчас, она одинакова. А вот школьная поэзия уже не играет. Дети не воспринимают реалии так, как они были выписаны. За последние полтора десятка лет мы прошли серьезный путь от насквозь идеологической поэзии Советского Союза. Современный ребенок просто не понимает термины и язык, который там употребляется. И вот в этом-то и вся история. Я это лично вижу, я хожу в детские сады и школы и читаю им разных детских поэтов. Это распространяется и на стихи Михалкова, те же стихи про шпионов, которых ловят дети. С другой стороны, Михалков был еще замечательным переводчиком детских стихов (Джанни Родари, Льва Квитко). Они были переведены Сергеем Михалковым в еще совсем молодом возрасте, когда он был действительно очень талантлив. И это показатель его творческого потенциала. На детей оказывают влияние очень талантливые стихи. И Михалков был талантлив и прогрессивен где-то до 1936 года».
Детский писатель отметил, что он и другие активисты стараются научить детей понимать и школьную литературу советской эпохи: «Я этим лично занимаюсь. И нас таких много. У нас в Санкт-Петербурге есть даже интерактивный театр детских писателей, где мы работаем с залом. Чтение стихов, разные фестивали, это все постоянная и регулярная работа с детьми, но результат не всегда виден сразу. Дело долговременное».
Писатель и культуролог Андрей Новиков-Ланской считает, что имеет смысл говорить о роли Михалкова в советской и постсоветской культуре: «Как яркая и серьезная фигура, символизирующая жизнь разных десятилетий русской и советской культуры, он, конечно, заслуживает внимания... Он был редким для русской литературной среды примером модели взаимодействия с властью. У нас поэт обычно либо обслуживает власть, но не претендует на литературные лавры, либо находится в постоянной оппозиции к власти. Практически нет примеров продуктивного взаимодействия. Михалков был достаточно талантлив, не обслуживал власть бездумно, но был готов с ней вступать в диалог. Да и как детский писатель он по-своему важен и хорош».