По Плану Путина президентом стал Дмитрий Медведев. Однако до его инаугурации Владимир Путин сохраняет все свои полномочия, во всем наставляет будущего начальника. Как главный в нынешней связке, пишет указ о статусе «вновь избранного», отчего сразу создается впечатление какой-то незначительности, искусственности Медведева. Все его будущее президентство начинает казаться президентством понарошку, но сделано так специально или так получилось – пока непонятно.
Вообще, проблема какая-то чересчур местная. Ведь президентов много, где выбирают, и нигде они президентами моментально не становятся. Везде есть какой-то временной лаг, но у нас к этому факту образовалось очень пристальное, если не сказать, нездоровое внимание. Как будто бы в шахматах пешка пересекла поле, но ферзем ее сразу не сделали, на следующий день, говорят, сделают, а пока ее может есть кто угодно. Стоит она, бедная, уперлась в край поля – ни туда, ни сюда. Интрига.
Никакой интриги, конечно, нет. Все будет нормально, но вероятно, наших людей волнуют и как-то по-особому бодрят нестыковки внутри чрезмерной заорганизованности. Зэковска, по сути, привычка, исходящая из радости, что у начальников что-то портится.
«Но тут шарахнули запал, применили санкции, - я упал, и Он упал, Завалил полстанции...»
Впрочем, многие готовы видеть интригу даже уже в самих скоморошных выборах. По мнению Гейдара Джамаля, а он у нас в излишнем либерализме не замечен, «выборы намеренно были проведены так плохо, чтобы поставить под вопрос легитимность избранного президента. Я думаю, что это и была сверхзадача режима, сверхзадача Кремля — сделать президента легитимным наполовину, чтобы он был управляем старой путинской гвардией». А легитимность, значит, подается, как электричество, через трансформаторную будку…. Интересный феномен недостаточной легитимности, недостаточной законности, в полнакала гласности...
Да, но почему выборы недостаточно легитимные? О, тому есть множества свидетельств. Зюганов утверждает, что у него украли 7 процентов голосов избирателей, но он всегда это утверждает. Однако и меня поразил широко известный теперь же эпизод, произошедший на избирательном участке 1513 в Печатниках, где, для того, чтобы вбросить бюллетени (уменьшить или увеличить легитимность Медведева?), безбашенно объявили… воздушную тревогу. Ахтунг, ахтунг, в небе самолеты третьего рейха! Всем скрыться в бомбоубежище, в крайнем случае надеть на голову черные пакеты. Операция успешно удалась. «Самое характерное, что фальсификацией занималась вся система власти», - констатирует по этому поводу председатель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин.
На другом клипе, так же выложенном в ЖЖ, контакт наблюдателей и милиции а переходит в несильные, вроде, тычки, в результате которых наблюдатели, однако, падают, как кегли. Встают и опять падают, как кегли. Может быть, это фейк? Хотелось бы знать политкорректное мнение на этот счет. Но что-то помалкивают кассандры. На подиум же выходят специальные то ли «шанхайские», то ли шамаханские наблюдатели : «Мы констатируем, что данные выборы явились важным фактом в дальнейшей демократизации России. Мы признаем эти выборы свободными, открытыми и транспарентными и призываем других международных наблюдателей присоединиться к данному заявлению». Кубанских казаков явно не хватает.
Но кое-где ведь было, действительно, даже очень хорошо. Свидетельствует приятель: на его участке празднично отметили впервые проголосовавшего, поздравили, поаплодировали, вручили гигабитную флеш-карточку, что неплохое подспорье в домашнем хозяйстве. Подкуп избирателя? Да, нет, ведь не указывали, за кого голосовать: хочешь за Богданова, хочешь за Жириновского…. Все будет учтено могучей ЭВМ.
Моей маме тоже очень понравилось на избирательном участке. Для нее как будто вернулись старые советские времена, когда на участках давали дешевые бутерброды с колбасой, а так же мармелад «Лимонные дольки» по 67 коп., я его очень любил, после того, как в первый раз попробовал на елке в Кремле. На этот раз моей маме в честь масленицы дали бесплатный (!) блин, а еще невесть откуда взявшийся детский хор спел ей «Вечерний звон».
«Вечерний звон. Вече-е- рний звон… Как много дум наводит он…. Бом, бом, бом…» Прекрасно это: «Дум…Бом, бом, бом…» По ком звонит вечерний звон? Он звонит по тебе!
Не секрет, что многие перед выборами до самого последнего момента строили в голове шахматные комбинации – как бы хоть немножко нивелировать их победу, то есть показать, что не всех нагнули. Многим было по барабану, но факт столкновения человека и госмашины все же имел место. Думали: голосовать или не голосовать, если голосовать, то за кого? А если испортить бюллетень, а если унести? Я сам до последнего момента держал себя в руках, чтобы не поддаться сумасшествию, не побежать и не проголосовать за Зюганова, хотя зачем мне Зюганов? Говорят, какая-то тетка придумала нетривиальный ход: съела на глазах у всех полбюллетеня прямо на избирательном участке. У нее отобрали вторую половину и просунули таки в ящик, засчитали за голос. (Впрочем, это я фантазирую, не знаю, на самом деле, что получилось.) Интересно рассуждение, которое было и в чересчур аскетичной рекламе Центризбиркома (типа вот куда ушли деньги на агитацию), и на которое многие, тем не менее, попались .
Мысль такая: если ты не голосуешь, значит, и к власти не сможешь предъявлять потом претензии. Даже Александр Лебедев - совсем не глупый человек – тоже вдруг стал утверждать: «…а зачем я вообще ходил голосовать 2 марта? ... Идти на выборы надо в любом случае — даже тогда, когда они кажутся спектаклем, где все решено заранее. Ведь если ты не идешь на избирательный участок, то у тебя нет морального права предъявлять власти какие-либо претензии — эта формула, конечно, набила оскомину, но ничего иного просто не дано».
Прямо таки не дано… Я еще готов принять тот аргумент, что на выборы надо ходить, как бы тренируясь, на случай, если когда-нибудь наступит демократия и чтобы выборы не отмерли за ненадобностью. Но что выборы являются формой соглашения, мысль удивительная. Если я не заключаю, значит, с властью этого соглашения, имеет ли она право портить мою жизнь по всякому, принимать в отношении меня законы, облагать поборами, штрафами? Хорошо, если бы не могла. Не сходил на выборы – и свободен! Но нет, абсолютно это ничего это не значит, и все это прекрасно знают, критиковать можно с одинаковым результатом – что сходил на выборы, что не сходил.
Эхо чудной формализацию обнаружилась и в факте, что Буковскому не дали выдвинуться из-за его двойного гражданства. Получилось,- если продолжать логику, - что два гражданства меньше, чем одно, и что российское гражданство у него неполноценное. Мы и не знали, что бывают неполноценные гражданства. Теперь знаем, у Буковского неполноценное российское гражданство. Но неполноценное гражданство Буковского неожиданно возвращает нас к теме возможной неполноценности президентства. Странное время.