Московские единороссы консультируются с федеральными коллегами на тему кандидатур на пост московского мэра и озвучивают конкретные сроки принятия решений и количество кандидатур. Федеральные единороссы поспешили москвичей опровергнуть. Получается, что москвичи если с кем-то и консультируются, то не с партийным руководством. Ряды «преемников Лужкова» множатся, конфликтность ситуации не снижается, позиционные бои продолжаются. Казалось бы, причем здесь Лужков?
Политический консалтинг
Московское отделение «Единой России» обсуждает в качестве возможных претендентов на пост мэра столицы в том числе кандидатов из нынешнего состава городского правительства. Об этом сообщила сегодня глава московских единороссов Елена Панина (цитата по ИТАР-ТАСС). По ее словам, о каком-либо окончательном списке говорить пока преждевременно, обсуждаются разные кандидатуры. «Это известные москвичам людей все уровней: это и префекты, и (кандидаты) из нынешнего руководства (города), и федерального уровня, и из других субъектов Федерации», — заявила она. «Мы рассматриваем всех людей, известных и достойных», — подтвердила Панина. «Я думаю, что это будет начало следующей недели. Не исключено — самый конец этой недели: вечер пятницы, либо суббота», — сказала Панина. «Консультации пофамильно будут завтра-послезавтра окончательно», — заявил она. «Есть предложения, есть намеки, есть московские предложения, есть федеральные», — уточнил, в свою очередь, руководитель исполкома московского отделения партии Виктор Селиверстов.
Появилась и число кандидатов — их, вроде бы, семеро. «Великолепная семерка», практически.
Федеральные единороссы поспешили москвичей поправить. Вице-спикер Государственной Думы Вячеслав Володин опроверг сообщение о «субботе»: «Заседание президиума Генерального совета партии на этой неделе не планируется. Что касается рассмотрения кандидатур на пост мэра Москвы, то этот вопрос решается в соответствии с федеральными законами «О политических партиях» и «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», а также в соответствии с Положением, утвержденным Указом президента, о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ, где определены сроки проведения консультаций. На них отводится 14 дней. У нас есть время до 11 октября».
В законах, которые цитирует Володин, говорится о консультациях. Однако о консультациях Администрации президента с партией, а не о консультациях федерального руководства партии с ее региональным отделением или региональным парламентом. Там сказано еще, что список кандидатур вносится президенту «коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии», список которой получил больше других на выборах в парламент соответствующего региона. В переводе на русский — вносит «Единая Россия» (победила на выборах в Мосгордуму прошлой осенью), но не московское ее руководство (сплошь соратники Лужкова), а президиум генсовета партии, который как раз Володин и возглавляет. И только если региональный парламент (в данном случае Мосгордума) кандидата, выбранного из списка президентом, провалит, тогда с ним придется консультироваться. То есть Володин де-факто отрицает факт консультаций с москвичами, опровергает сроки внесения и отказывает московским коллегам в праве влиять на процесс выбора кандидатов.
То есть — если консультации и ведутся, то руководство «Единой России» выносить их в публичную сферу не хочет. Зато москвичи очень хотят их обнародовать. Консультации должны вестись, ибо на сегодня довольно велика вероятность того, что Мосгордума не утвердит кандидата, предложенного президентом (о некоторых рисках такого варианта мы уже писали, см. Москва наносит ответный удар). И процесс переговоров московским политикам пока, видимо, не очень нравится. Вот и член столичного политсовета Партии «Единая Россия», экс-депутат Госдумы Владимир Семаго сообщил нашему корреспонденту Льву Файнбергу о своей попытке подать в президиум столичного регионального политсовета заявление с просьбой включить себя в список кандидатов на пост мэра Москвы. Семаго вообще недоволен процессом составления списков кандидатов.
Мосгордума, кстати, еще много чего может — даже утвердив кремлевского мэра, выразить ему недоверие, не назначить удобного прокурора города. Не принимать законов города, предлагаемых новой администрацией. Принимать постановления МГД в пику мэрии. Назначить своего главу Контрольно-счетной палаты. И так далее, по уставу города.
Размножение преемников
Любой человек, которого сегодня называют преемником Лужкова, становится автоматически под огонь аппаратной и публичной критики. Газета «Известия» опубликовала свой шорт-лист преемников — заммэра Людмила Швецова, глава аппарата правительства Сергей Собянин и все тот Вячеслав Володин. Собянин, по слухам, на пост мэра не хочет, Швецова как вариант, вроде, даже не рассматривается всерьез. Методом исключения получается, что газета предлагает президенту и ЕР выбрать из одного Володина. По одной из конспирологических логик появление такого текста в газете — явный знак «заказухи» самого «кандидата». По более верной конспирологической логике - явный знак «заказухи» против «кандидата». Публикуя «рекламу» Володина, некий теневой актор стремится вывести его из игры по выбору преемника. Для этого начальству демонстрируется публикация со словами «да он сам хочет в кресло мэра сесть, смотрите, Дмитрий Анатольевич (вар. Владимир Владимирович — имена-отчества выбраны случайно), как себя в газете расписал».
В публикации «Известий» указан срок рассмотрения «кандидатур» - «в ближайшую субботу президиум Генсовета "Единой России" рассмотрит кандидатуры на пост мэра Москвы». Этот срок наводит на мысль, что информация пришла откуда-то из московских опять-таки кабинетов. «Московских» в данном случае означает — правительства Москвы, московской ЕР или Мосгордумы. «Коммерсант» честно написал, что про «субботу» ему сообщили в столичной ЕР.
Или вот начали более определенно говорить о «кремлевском кандидате» управделами президента Владимире Кожине. Это или артподготовка к его назначению, или опять-таки выведение Кожина как сильного кандидата из игры. Засветился — кандидатом быть перестал. Наконец, это может быть и атака на Кожина, у которого, надо полагать, «доброжелателей» имеется много.
По мнению недавнего недруга Лужкова и Батуриной Бориса Немцова, «следующий мэр Москвы будет серенький, лояльненький, слабенький и преданный». По его словам, "скорее всего, побоятся ставить одного мэра, а поставят мэра и председателя правительства". "То есть, разделят должности для того, чтобы зародить конфликт и тем самым править дальше - когда есть конфликт, правит тот, кто сверху", - пояснил он. Вариант с разделением постов обсуждается среди иных компромиссов с москвичами. Однако пока не видно никакой явной законодательной активности в Мосгордуме по правке Устава города. Бюджет столичный парламент вчера принял, сегодня одна из его комиссий обсудила строительство пром-зоны на севере Москвы. Поправок в Устав не принимали.
Впрочем, Бориса Немцова вообще сложно упрекнуть в последовательности. Сначала он упрекал Лужкова в коррупции, а власти в том, что они об этом умалчивают. Когда власти молчать перестали и начали активно показывать на государственных и окологосударственных каналах то, что было в докладе Бориса Немцова «Лужков. Итоги», Немцов начал возмущаться тем, что тезисы, которые он взял в основном из прессы, его самого озвучивать не пригласили. Потом упрекал Медведева в том, что он слабый президент и не способен Лужкова снять, а способен только оскорбить. После отставки Лужкова Немцову вдруг не нравится, что мэр в Москве будет слабенький. Ну никак «кровавый режим» не может ему угодить. Казалось бы, причем здесь Лужков? А вот здесь Лужков действительно ни при чем. Если конечно, Борис Ефимович не видит в нем сильного конкурента по оппозиции, в которую Лужков вроде бы собрался. Правда, Иосиф Кобзон считает, что Лужков не будет деструктивным оппозиционером, стало быть и целевая аудитория у него с Немцовым будет разная.