будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 14, 2025
Страна
Полит.ру

Сценарная стратегия

Мероприятия типа "круглых столов" вполне сравнимы с кинематографическими делами. То просто кино покажут, то возникнет тусовка критиков, иногда – если объявится какой-нибудь ньюсмейкер – творческая встреча с режиссером. В этот раз было что-то, напоминающее составление сценарной заявки.

Три профильных комиссии Общественной палаты и ИнОП провели слушания по обсуждению экономической стратегии развития России до 2020 года (по итогам расширенного заседания Госсовета Российской Федерации 8 февраля с.г.). Дискрус задал глава ИнОПа В.Фадеев, сообщив о том, что развивать стратегию возможно только при поддержке большого количества разных организаций, а также – самих граждан. Далее он перешел к конкретике, которая состояла в том, что и Путиным на Госсовете, и Медвеевым в Красноярске были "предложены лишь контуры того государства, который будет через 15-20 лет. Понятно, что реализация еще сложнее, чем предложение… Наивно думать, что начальство изложит пошаговый план – демократические страны так не работают". Вот потому-то ОП и решила тут же обсудить предложенный проект. Фадеев обозначил такие точки:

-  Проект не должен быть выдуман, должен соотноситься с той реальностью, в которой живем, и с конкурентными преимуществами, которые имеем. "Неправильно противопоставлять типы экономик – сырьевую и инновационную. Учитывая ресурсы, наивно о них забывать. Но экономика должна быть индустриальной – надо осваивать гигантские пространства, строить дороги и трубопроводы, добывать сырье – это не означает, что тут нет возможностей для инноваций".

- До сих пор с пренебрежением относимся к среднему бизнесу, предпочитая большие компании. Между тем, в России 5 тысяч средних кампаний, которые производят четверть валового продукта и растут по 20% в год, гигантские слой средних компаний.

- Образование часто понимается как средство для обеспечения экономики рабочей силой, а это заблуждение. Нельзя сводить проблемы образования к получению навыков, образование гораздо больше, чем просто навыки.

В общем, логично – кому-то ж надо возглавить недавно обозначенный процесс. Все вполне логично и крайне оперативно. Понятен и смысл мероприятия: зафиксировать сценарную концепцию, которую можно подкрепить конкретной прагматикой. Поскольку прагматика – дело необъятное, то здесь ограничимся рамкой.

Теперь В.Плигин: Все такие вещи должны находить своре выражение в законодательных актах. Необходимо усилить наше партнерство, "конституционное партнерство различных участников законодательного процесса". Есть разные участники процесса, в том числе – государственные институции. Но без надлежащей экспертизы – в том числе промышленными кругами и Общественной палаты – по экономическим аспектам, дело не пойдет.

Надо понять уровень проблемы. В этом году принято 337 федеральных законов и федеральных конституционных законов. Они изменили многие институты – например, саморегулируемые организации. Изменился кодекс РФ о труде. Многократно менялись законодательства, регулирующие отдельные виды деятельности: создавались госкорпорации, принимались законодательные акты в отдельных экономических зонах. Все это должно определяться экономической стратегией. Сотрудничество должно укладываться в ряд принципов – в том числе, имея в виду объяснения через общественные институции.

Можно ли говорить, что 337 законов - это качественный продукт? Это же один федеральный закон каждый день. А каждый из них - существенное изменение отношений между десятками и миллионами людей. И если не будет механизма, который выработал бы стратегию, будет крайне сложно.

Готовясь к следующему политическому циклу, мы попробовали провести встречи с представителями экономического блока правительства и прочертить для себя в нескольких направлениях – существует ли системная картина? Из точки А в точку Б по любому аспекту?  Беседы привели к пессимизму – ни по одной проблеме нет реалистичного стратегического видения необходимости развития той или иной сферы. А его отсутствие оказывает влияние на регулятивные институты: все реагируют на сегодняшние необходимости, не на стратегию. Значит, надо достичь стабилизации законодательства – чтобы оно хотя бы планировалось на период бюджетного планирования.

В чем пафос? Пафос заключается в том, что мы продолжаем ориентироваться на лоскутное, реагирующее на текучку законодательство - в том числе, в экономике. Или же мы сумеем за счет вашего интеллектуального обсуждения создать стратегию, на которую мы потом будем накладывать законодательство. Если нет стратегического  видения, то законодатель обречен реагировать только на текущие вызовы. Отсюда и лоскутной вариант… Заслуживает всяческой поддержки предложение президента о пошаговом развитии. но когда я попытался думать о нем сегодня – ничего, к сожалению, не придумал.

Интересно, возможно ли было в свое время стратегически и перспективно расписать те же госкорпорации или "Байкалфинсгруп"? И означает ли предложение расписывать пошаговую стратегию то, что передел закончен? И уже пора рисовать такую стратегию, которая будет исходить из незыблемости собственников, сложившихся к моменту выступления в Госсовете?

В.Глазычев говорил о рисках: Слушал Медведева на ГФ, слушал в Красноярске. СМИ поторопились – выступления и Путина, и Медведева охарактеризовали как предъявление стратегии. Но это предложение только концепции стратегии. В Красноярске была хорошо подготовленная речь. Но возник вопрос: как? Как решается каждая из этих задач? Шел разговор о судебной системе – если это система. Тут Галзычев рассказал об одной истории в Челябинской губернии, где суд обвинил сельское поселение в том, что его администрация не исполняет функций по паспортно-визовому режиму. Но в законе эти функции могут передаваться, если администрации имеют такие возможности. "Решение суда замечательно – ссылка поселения на то, что у него нет средств, не принимается во внимание, им говорят, что у них просто неправильно поставлен бюджет. Это вопиющее топтание закона и здравого смысла, которое порождает невероятное раздражение в десятках поселений. При том, что необходима консолидация усилий, порядка 300 тысяч депутатов местных советов – это рассеянная масса остервенелых людей, которые чувствуют себя униженными ситуацией, в которую их поставила структура управления – это то самое знаменитое исполнение закона, а даже не закон. Это не частности. Происходит вещь, которая может подорвать всю систему экономических программ. Способ прочтения закона судами и прокуратурой немедленно переводит к подавлению смысла местного самоуправления. Сегодня по всей стране катится вал укрупнения сельских поселений, в них собирают чуть ли не по 40 точек, у которых нет ни общего пространства, ни общих возможностей, ни общих интересов.

Другой горизонт – уровень стратегического планирования. Имеется полное неразличение функционирования и развития. Структуры управления, умеющие обеспечить функционирование, есть. Такая схема работает, даже с некоторым ростом. Как только ставится задача развития, обнаруживается, что все структуры управления на региональном уровне вообще не способны формулировать цели и подбирать к ним задачи. Все расчленяется по ведомственному принципу. Соседние кабинеты не взаимодействуют, и толстая папка с надписью "стратегия" – всего-то сборка разрозненных мероприятий, а слово "развитие" подменено словом "рост". Но шапку "развитие" к документу, конечно, приделают.

То же самое продлевается и на уровень федерального правительства. У нас нет данных о человеческом капитале по территориям – никто не заказывал их сосчитать. Речь о реальном капитале, а не о населении в целом, среди которого есть и инвалиды, и алкоголики… Рабочая сила будет считаться в два раза большей, чем она там может быть. Или размеры притока и оттока ресурсов – их тоже нет. Как и кем осуществлять представление финансово-экономического пространства? Федеральные структуры на местах срослись, региональные – не умеют. Все, что они могут – рассматривать свой регион как остров, у которого нет соседей.

"Надо инвентаризовать экспертный капитал – это не научная академическая дискуссия. Это вопрос взаимодействия на задачу: здесь надо ставить задачу, которую не ставили. Пока что Академия наук не выполняет эту функцию. Вузовская система – почти не выполняет. Но люди есть, надо набрать эту базу данных и с ней работать - а иначе как на федеральной площадке я не вижу. Это абсолютно практический вопрос – но не меньше года надо потратить на то, чтобы его решить".

По логике тут возникает вопрос об акторах. Ну, если идет речь о каком-то новом подходе, то у него должны быть свои акторы, относительно новые или не такие новые, но с возрастающей ролью. То есть - это не об экспертах, о чем Глазычев сказал - об акторах в собственно экономике. В качестве таковых, похоже, рассматривается средний бизнес. Во всяком случае, о его успехах докладывал человек от "Деловой России". Та же тема прошла и у Т.Гуровой, которая отметила 4 тактических пункта, которые были у Медведева.

- Налоговая реформа, которая обещана. Впервые говорится о снижении налоговой нагрузки. За восемь лет она объективно увеличивалась – отмена льгот, ужесточение налогового контроля. Это будет иметь позитивный и быстрый эффект. Далее было сообщено об успехах именно среднего бизнеса, чей плюс – он очень диверсифицирован по отраслям и хорошо реагирует на изменения спроса. Доминирует во многих отраслях – машиностроение создается компаниями среднего бизнеса.

- Для того, чтобы добиться роста производительности труда, надо насытить страну капиталами. Но кредитный рынок очень мал, туда выходят не более 20%. Средний бизнес не позволял себе особо использовать кредиты и развивался на свои средства и на том оборудовании, которое ему досталось. Если не будет доступного кредита, причем – кредита партнерского, то рассчитывать на быструю модернизацию и насыщение капиталами "средней экономики" трудно. Вопрос в том, что мало средних и малых банков, а средний и малый бизнес должны иметь равновеликих партнеров. Но эта тема не была заявлена в числе стратегий.

- Инновационность не есть абстрактная тема, поскольку экономика существует для обслуживания потребностей людей. Если раньше инновационность шла от кампаний, которые обслуживали  сырьевой сектор, то теперь следует ожидать их в строительстве жилья и дорожном строительстве.  

- Образование. Оно, к тому же, колоссальный рынок, который позволяет людям с образованием зарабатывать приличные деньги. Но этому мешает крайне недружественная политика государства – арендные платежи у школ как у всех остальных, хотя в мире такого не бывает, они пользуются льготами.

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ (проект)
по итогам слушаний Общественной Палаты РФ
«Об экономической стратегии развития России до 2020 года»
20 февраля 2008 года

Обсудив предложения по экономической стратегии России до 2020 года, представленные в последних выступлениях Президента Российской Федерации В.В. Путина и Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, участники слушаний Общественной платы констатировали, что заявленные в них цели и меры соответствуют тем представлениям о будущем России, которое сложилось в активной части российского общества.

1. В этих выступлениях нашли свое отражение предложения, ранее разработанные многочисленными общественными организациям. В частности, предложения  РСПП были представлены в «Приоритетах», предложения ОО «ОПОРА России»  - в Программе по стимулированию развития предпринимательства, предложения ОО «Деловая Россия» - в «Платформе». Предложения ФНПР - в резолюциях VI съезда ФНПР. Предложения журнала «Эксперт», Института общественного проектирования и Клуба политического действия «4 ноября» -  «Экономическая доктрина России – «Вернуть лидерство»» стали основой некоторых базовых подходов кандидата в Президенты РФ Дмитрия Медведева.

2. Движение к таким амбициозным целям, как вхождение России в пятерку ведущих экономик мира и превращение России в самую привлекательную для жизни и дела страну, требует мобилизации  всех общественных сил России на их реализацию.

3. Реализация намеченных планов возможна только с опорой на естественные  и сложившиеся трудом поколений преимущества России – природные ресурсы, российские пространства, индустриальную и технологическую мощь. По сути, это  задача нового освоения России – путем строительства современного жилья и новых городов, местных и трансконтинентальных дорог, нового индустриального, точнее – сверхиндустриального каркаса российской промышленности.

4. В национальные интересы России входит многократное увеличение мощности финансовой системы, ее активов и кредитоспособности. Только те страны, которые обладают достаточно мощной финансовой системой, могут реально проводить самостоятельную экономическую политику. Нет мощной финансовой системы – нет и реального суверенитета.

5. Государство должно поддерживать экономический рост своими большими проектами. Целью государственных проектов должно быть формирование приоритетов общенационального масштаба. Реализация таких проектов должна основываться на взаимном сотрудничестве крупных компаний мирового масштаба, которые формируются в настоящее время, среднего и малого бизнеса.

6. Участники слушаний считают, что только инновационное развитие России способно обеспечить ей лидирующее место в мире и, в связи с этим, отмечают важность предложенных мер по снижению налогов, направленных на поддержку инновационного бизнеса, образования. Необходимо в дальнейшем поддержать инновационное развитие российской экономики законодательными актами, задающими соответствующие «технологические коридоры». При этом мы понимаем инновационную экономику не как появление нескольких «силиконовых долин», а как придание инновационного характера экономики в целом – от нанотехнологий до ЖКХ.

7. Научная база и традиции российского образования позволяют создать принципиально новую систему образования, воспитывающую инновационное мышление и способную заметно расширить присутствие России на мировом образовательном  рынке. Новая система образования позволит создать условия для реальной экспансии русской культуры в мир, прежде всего за счет знания русского языка.

8. Участники слушаний отмечают важность поддержки развития среднего и малого бизнеса, демонстрирующего в последние годы самые высокие темпы роста: 5000 российских кампаний росли с темпами 20%, а 1000 – 30% в год. Таких организаций должно быть значительно больше – надо расширять зону капитализма в России.

9.  Необходим новый подход к проблеме инфляции. Фундаментальная причина инфляции – недостаточный экономический рост. Нужно не душить экономику, а дать экономике денег. Внутренний рынок России нуждается в резком увеличении предложения. Расширение кредита, прежде всего – кредита производителям – приведет к падению инфляции за счет роста рыночного предложения и соответствующего падения цен.

10. Ключевое положение России в системе международных транспортных потоков подтверждает необходимость масштабных инфраструктурных, транспортных проектов, которые позволят реализовать это ее важнейшее конкурентное преимущество.

11. Успех намеченных планов - в образованных и энергичных гражданах России, в их предпринимательской и инновационной активности.

P.S. Еще раз: это - проект рекомендаций, который был оглашен в конце мероприятия по итогам слушаний. До 21 февраля участники слушаний могут прислать свои дополнения. Окончательный текст  (с дополнениями участников) будет вывешен завтра на сайте ОП РФ.

Обсудить статью

Полит.ру
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).