Сегодня утром в ходе брифинга в Межгосударственном авиационном комитете была продемонстрирована процедура вскрытия бортового самописца бомбардировщика Су-24, сбитого в районе сирийско-турецкой границы. От начала и до конца процесс был снят на видеокамеру, в присутствии журналистов модуль памяти самописца был извлечен и помещен в сейф. Именно на этом модуле обычно хранится вся полетная информация, включая траекторию движения, скорость, высоту и повороты, но из-за полученных повреждений часть данных может оказаться утерянной.
При внешнем осмотре эксперты комиссии МАК по расследованию крушения самолета установили, что произошла деформация плат. На верхней плате повреждения видны невооруженным глазом, что, вероятно, свидетельствует об отсутствии полетной информации на ней. Наличие повреждений на всех 16 микросхемах модуля можно будет выявить только после рентгенографии. Что стало причиной полученных повреждений, эксперты не сказали. Черный ящик установлен в хвостовой части Су-24, именно туда, как известно, попала ракета, пущенная истребителем турецких ВВС.
Начальник службы безопасности полетов ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Байнетов заявил, что вся последующая работа по дешифровке самописца будет максимально открытой, к ней привлекут международных наблюдателей, а журналисты смогут оперативно получать необходимую информацию.
Вся процедура состоит из трех этапов: оценка технического состояния накопителя, его демонтаж, а затем анализ и обработка данных. Третий этап работы начнется в субботу, 19 декабря. Вся информация считывается за «полтора часа при удачном стечении обстоятельств». Модуль памяти может регистрировать до 20 часов полета. По словам военных, последний полет сбитого Су-24 длился около 40 минут.
В расследовании крушения российского бомбардировщика точно будут участвовать специалисты из Китая и Великобритании, заявил замглавкома ВКС Сергей Дронов. Всего приглашения были направлены в 14 стран, но многие специалисты отказались, «ссылаясь на различные обстоятельства».
8 декабря глава Минобороны Сергей Шойгу продемонстрировал черный ящик сбитого Су-24 Владимиру Путину. Президент поручил проводить вскрытие только в присутствии международных наблюдателей. Он подчеркнул, что, независимо от данных, которые будут обнаружены по итогам дешифровки, отношение России к Турции не изменится. «Мы относились к Турции не только как к дружественной стране, но и как к союзнику по борьбе с террором, и никто не ожидал вот этого подлого предательского удара в спину», - напомнил Путин.
Минобороны продолжает настаивать на том, что российский Су-24 не нарушал турецкого воздушного пространства. В ходе сегодняшнего брифинга Дронов заявил, что Москва располагает всей необходимой доказательной базой, подтверждающей версию российских военных. Он подчеркнул, что опубликованные Москвой данные объективного контроля воздушной обстановки в районе крушения самолета до сих пор никем, в то числе Турцией, не были опровергнуты.
Известно, что Анкара предоставила данные своих средств объективного контроля сразу же после перехвата российского бомбардировщика. Согласно этим данным, Су-24 дважды нарушил турецкое воздушное пространство, в течение пяти минут он несколько раз получил предупреждения о близости к турецкой границе и требования сменить курс, но после второго нарушения границы был сбит турецкими F-16. Бывший конструктор ОКБ «Сухой» Вадим Лукашевич считает, что реактивная публикация этих данных говорит об их подлинности, поскольку схема, представленная Турцией, основана на показаниях системы Link 16, которая не позволяет быстро «исправить» информацию.
Выживший штурман бомбардировщика Константин Мурахтин утверждает, что его самолет не нарушал воздушное пространство, а турецкая сторона перед атакой не делала никаких предупреждений. Американский военный и авиационный эксперт Пьер Спрей объясняет отсутствие радиосигналов тем фактом, что на Су-24 не установлены радиоприемники, способные принимать сигналы на ультракоротких частотах. По его мнению, предупреждения могли специально посылаться на общепринятой международной частоте для гражданских самолетов.
Вчера в ходе большой пресс-конференции Путин заявил, что поведение турецкого руководства вряд ли позволит наладить отношения на межгосударственном уровне. Ранее были выдвинуты три условия, при выполнении которых Москва может пересмотреть свое отношение к бывшему союзнику. Первое – официальное извинение, второе – привлечение виновных к ответственности, третье – выплата денежной компенсации за сбитый самолет. Ни одно из условий Турция не выполнила, и судя по заявлениям, выполнять не собирается.