будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

Суд просится на волю

Суд просится на волю
bureau
Иллюстрация: Сергей Елкин

Правовая система кажется главам Конституционного и Арбитражного судов зависимой от бюрократии. И суды все чаще жалуются на это. Глава КС Зорькин вчера призвал к новой правовой реформе. Каковая (если состоится) будет главным достижением Дмитрия Медведева в истории.

Речь Валерия Зорькина была по хорошему программной и в иных, нероссийских условиях могла бы сойти за политическую программу. На наших просторах она может считаться политической декларацией.

«Отчуждение масс от элит и власти, которое когда-то предопределило провал «великих реформ», в результате дополнилось еще более глубоким и всеохватным отчуждением, разрывающим на куски все ранее устойчивые социальные общности», -

 говорится в тексте выступления главы Конститутционного суда Валерия Зорькина (на самом заседании Зорькин читал скорректированный, более короткий вариант речи).

Без преодоления такого разрыва, по мысли Зорькина, модернизация в стране невозможно. Но  невозможна она и без реформирования правовой системы. «Суть такой реформы я вижу в поиске оптимальной правовой модели сочетания либеральных мер и сильной власти. Т.е. системы мер, которые направлены на расширение свободы в разных сферах общественной жизни, и на реализацию власти, которая обеспечивает общественный порядок, необходимый для осуществления либеральных преобразований», - считает Зорькин.

«Судебная власть в России действительно состоялась. В противном случае все разговоры о модернизации лишаются смысла», - считает Зорькин. Имеет место, разумеется, логическая уловка: ведь если разговоры о модернизации не имеют смысла, как 17 процентов граждан полагают, то и с судебной системой не все просто. О чем опять-таки свидетельствует социология, говорящая, что судам при споре граждан с чиновниками доверяет лишь 11 процентов граждан (остальные варианты: суд «скорее всего» примет решение в пользу власти -  37 %, точно примет решение в пользу власти — 26 %, примет решение в пользу того, кто даст большую взятку — 17%). Однако призыв главы Конституционного суда понятны. Медведевская повестка о модернизации жестко увязывается с необходимостью не столько функционирования судебной системы, сколько с достижением ее реальной независимости.

Сами по себе полезные эти концептуальные планы являются декларативными, ведь работа (заявлений кратно больше) по этим направлениям ведется давно, а толку чуть — разве только становится достоянием гласности поболе скандалов, раскрывающих как плохо работает.

Судья прямо вопиет, что суд в России зависим от бюрократии: правовая модернизация государства «должна быть ориентирована на все более полное воплощение в жизнь конституционных положений о том, что Российская Федерация – это правовое, демократическое, социальное государство. Рассмотрение этой колоссальной по своему масштабу и сложности задачи трудно уложить в рамки небольшого выступления... Речь идет о более полном осуществлении конституционных положений о независимости суда, а также о разработке и реализации системы мер по противодействию коррупции».

Председатель КС предлагает шесть направлений работы по совершенствованию правовой системы: выполнение международно-правовых обязательств России в борьбе с коррупцией (последовательная реализация соответствующих конвенций); разработка Концепции антикоррупционной политики; разработка Концепции государственной службы;доработка и принятие Федерального закона «Основы законодательства об антикоррупционной политике»; определение места антикоррупционных мер в административной реформе, реформе правоохранительных органов и спецслужб; совершенствование правовых мер борьбы с коррупцией в судебной системе.

«Алексей Кудрин привел результаты недавнего опроса предпринимателей, проведенного по заказу РСПП в рамках изучения делового климата. Как показал опрос, 45% респондентов заявили, что в последние годы сталкивались с нарушением их прав со стороны органов власти, и лишь 8% – что сталкивались с проблемами со стороны криминалитета», - цитирует Зорькин «красноярскую «промедведевскую» речь Кудрина (см. Повторение недопройденного).

Глава ВАС Антон Иванов по сравнению с Зорькиным выглядел оптимистом. Правд, и его интерпретация судебной реформы Александра Второго была в духе необходимости «повторения пройденного». «Несравнимые по сложности задачи — одним надо было лишь оформить законодательно факт существовавшего крестьянского землепользования, добавив посильную для государства систему компенсаций помещикам. Другим предстояло с нуля выстроить не существовавшую некогда в России конституцию», - цитирует председателя суда «Коммерсант».

Это, конечно, абсурдное утверждение равно как и деление реформ по принципу проводились они условными западниками или не менее условными славянофилами. Очевидно, что тяжелее была как раз крестьянская реформа. Любая реформа имеет несколько аспектов: политический, финансовый, социальный, организационный, правовой и так далее. По всем параметрам крестьянская реформа самоочевидно была сложнее: у нее было гораздо больше противников, она существенно глубже затрагивала интересы различных социальных слоев. Да и провести ее при де-факто несуществующей банковской системе — задача нетривиальная.

Западники, которые по мнению Иванова создавали судебную систему, создали то, что сохраняет актуальность до сих пор. Здесь, как и зорькинской речи наличествует интенция «реформа судов по западному образцу необходима и хороша» (сам Иванов призвал не искать в его речи намеков).

Независимость суда — больная тема для судейского сообщества,

проблем у которого хватает и без этого (так Зорькин в очередной раз отметил карательный характер правосудия в России). Подтверждением тому хотя бы и выступление помощницы главы Хамовнического суда Натальи Васильевой, утверждавшей, что приговор Ходорковскому писал не судья Данилкин.

По оценке федерального судьи в отставке Сергея Пашина, Судебная система – это часть аппарата, и в нём кадры очень плавно перетекают. «Самое важное – это то, что надо сделать судебную систему чем-то отличным от государственного аппарата вообще», считает Пашин. «Я предлагаю три вещи, которые были описаны в концепции, известной правозащитникам. Первое: должна быть прозрачность. Все судебные решения должны быть известны и доступны, как и протоколы судебного заседания. Если гражданин идёт в суд, не надо спрашивать у него паспорт, как делаю у нас сейчас, куда идёшь, куда прёшь, в какой зал, а нужен ли ты тут? Давай мы тебя в книжку запишем. А надо просто проверить, сеть при нём граната или нет, и если нет – пусть проходит. Нужна свежая кровь. Судебная система и её начальники долгое время говорили, что они самоочищаются. Нужны параллельные структуры. Если нам не нравится эта судебная система (прозрачность, новая кровь, параллельные структуры), давайте жить вне её рамок», - говорил Пашин на лекции «Полит.ру» (см. Лекцию Пашина и перспективах судебной реформы).

«Одним из главных препятствий на пути обретения судьями независимости является, как я полагаю, принцип их назначения и переназначения. Главным кадровым органом российского судейского корпуса стала президентская администрация. Судья находится на государственной службе с возможностью карьерного роста, который, как и первичное назначение, зависит в конечном итоге от исполнительной власти. Таким образом, судейский корпус не только не дистанцирован от государственной бюрократии, но, по сути, остался до сих пор ее разновидностью», - писал бывший судья в одной из недавних своих статей.

Понимая это, прогрессивная часть судейского сообщества все громче требует перезапустить судебную реформу и разорвать вассальные отношения с исполнительной властью.

Хоть бы и через апелляцию к реформам Александра Второго. Если новая судебная будет запущена (пока все говорит о том, что такие планы у Дмитрия Медведева имеются), это реальный шанс для нынешнего президента войти в историю не только как либерализатора-романтика, при котором была война с Грузией.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).