26 марта в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) состоялась научная конференция «Судьба русского казачества в 20 веке», посвященная сложному процессу расказачивания в период Гражданской войны.
Организатором конференция выступил Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством РПЦ, председатель которого — митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл — среди прочих выступил с приветственным словом перед участниками форума: представителями духовенства, казачьих сообществ и учеными-историками. Он сформулировал задачу научной конференции. Это изучение исторических материалов, исключение белых пятен, выработка общей солидарной позиции и создание соответствующего истории образа казака. «Мы не можем рассматривать расказачивание только как уничтожение казаков — это уничтожение духовных основ России. Поэтому нельзя рассматривать репрессии в отношении казаков в отрыве от расстрелов православных священников», — заявил владыка.
Следующим шагом, по мнению участников форума, будет возрождение казачества. Пока этот процесс находится только в самом начале пути. Представители власти, которые выступали на форуме, подчеркивали заслуги казаков перед российским государством и сулили поддержку. Ответственный секретарь совета при президенте по делам казачества Николай Константинов напомнил, что в 2008 году Дмитрий Медведев принял новую «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества», в 2012 году Владимир Путин уже написал дорожную карту, а сейчас к подписанию готовится полноценный документ по планам реализации этой стратегии.
Николай Константинов рассказал также о планах проведения в России открытых уроков под названием «Мы вместе!», во время которых преподаватели, подготовленные специалисты будут разъяснять — прежде всего, школьникам, студентам — суть национальной политики России.
На конференции также выступил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, который обратил внимание на «страшные события», происходящие на Украине. По его словам, на протяжении длительного времени на Украине «под серьезным внешним воздействием уничтожались или искажались те исторические корни, которые были связаны с судьбами многонационального народа, живущего на этой земле, в том числе это касалось и истории и роли казачества». Железняк назвал казачество «важнейшим институтом российской цивилизации» и поблагодарил духовенство и братьев-казаков, которые «позволили не допустить массового кровопролития в Крыму, а потом триумфально воссоединить единую территорию Крыма, Севастополя и России». «Любо!» — хором отвечали довольные казаки.
Тема украинских событий неоднократно звучала во время научной конференции, что придавало ей дополнительную актуальность. Инициатор форума митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл сравнил Юлию Тимошенко с Львом Троцким, который написал про процесс расказачивания следующие строки: «Очистительное пламя должно пройти по всему Дону и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции... Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море». «Не хотелось бы политизировать слишком нашу конференцию, но эти слова перекликаются с выступлением современной Жанны д'Арк на Украине, которая говорила об уничтожении атомным оружием инакомыслящих и русских», — заявил владыка.
Священники и представители казачества прямо обвиняют во всех своих бедах большевиков. По словам докладчиков, террор достиг своего пика в ходе Гражданской войны. Отправной точкой является директива Оргбюро ЦК ВКП(б) от 24 января 1919 года, который подписал руководитель секретариата Яков Свердлов. «Документ был подписан в обход органов государственной власти, минуя пленум и Политбюро ЦК. Ровно через 52 дня, 16 марта 1919 года, он был отменен как ошибочный, однако этого времени хватило для исполнителей Реввоенсовета, чтобы расправиться с казаками, что в дальнейшем привело к их втягиванию в Гражданскую войну и расколу общества. Сегодня все эти фигуранты были бы признаны международными террористами», — подчеркнул Верховный атаман Союза казаков России Павел Задорожный и потребовал переименования Свердловской области, которая была названа в честь революционера.
«Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены», — процитировал Задорожный приписываемую Троцкому фразу. По словам докладчиков, большевики ненавидели казаков за консерватизм, православную веру («казак без веры — не казак»), преданность старому режиму и зажиточность. Постепенно введенный в оборот Троцким термин «расказачивание» (хотя первые попытки перевода казаков в иные сословия предпринимались и в Российской империи), перешел к «раскулачиванию». Историки, которые зачитывали свои доклады на научной конференции, предостерегли от «черно-белой» интерпретации истории. В конце 19 — начале 20 века казаки были относительно монолитной средой, однако из-за модернизации производства и развития рыночных отношений среди казаков также началось имущественное расслоение.
По словам доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой отечественной истории и методики преподавания истории ПГУ Виктора Кондрашина, во время Гражданской войны перед казачеством встал сложный вопрос самоопределения. Беднейшие казаки тяготели к красным, зажиточные и руководство — к белым, однако в целом казаки боролись с политикой большевиков. Когда белое движение было разгромлено, казаки остались один на один с большевиками и проиграли. «Большевики не только юридически ликвидировали казаков, а также физически раскололи казачество, используя на своей стороне беднейших и иногородних. Можно говорить об уничтожении казачьего сословия, о геноциде», — заявил Кондрашин.
«Большевики полностью уничтожили казачество к концу 20-ых годам. Сегодня мы говорим о казачестве возрождающемся, а не возродившемся. Сейчас большинство видит в казаках культурную, фольклорную составляющую, а не защитников нравственных устоев общества. Пока мы не увидим казаков, которые охраняют духовенство во время пасхальных процессий, детишек казаков, которые посещают воскресные школы, нам говорить не о чем. Сегодня дело казаков — быть в храмах и изучать Евангелие. Когда казак будет в храме, все встанет на свои места», — заявил ответственный секретарь Синодального комитета иерей Тимофей Чайкин. «Любо!» — кричали казаки в ответ.
Современное казачество, уже в 21 веке возрождается. Снова появляются казачьи хоры, казачье дружины и даже казачьи кафе и рестораны. Лидеры этих сообществ и организаций занимаются развитием и возрождением казачьей культуры.