Экономическими санкциями Россия старалась повлиять на производителей и поставщиков импортной продукции, однако как они сказались на самих россиянах? «Полит.ру» поговорил с представителями крупных сетей супермаркетов, а также с покупателями в них и выяснил, почему люди ниже среднего достатка берегут фигуру, люди среднего достатка во что бы то ни стало борются за зарубежные товары, а люди высокого достатка с радостью примут отечественного производителя.
7 августа на сайте правительства РФ был опубликован список продуктов питания, запрещающий продажу мяса, рыбы, птицы всех видов, кисломолочной продукции, фруктов, овощей и орехов, производимых и поставляемых США, Канадой, Австралией, Норвегией, странами Евросоюза. Сокращение ассортимента продукции на российском рынке продлится год и не будет касаться детского питания и товаров, которые россияне сами будут покупать за границей. Такие меры Владимир Путин решил предпринять в ответ на санкции вышеуказанных стран из-за ситуации вокруг Украины.
Запрет является таможенным — он означает скорее невозможность легального ввоза в Россию и продажу продуктов предпринимателями, чем невозможность заключать контракты с поставщиками или импортировать продукты через третьи страны.
Влияние российского покупательского спроса на западное сельское хозяйство является сильным: более всего «контрсанкции» затронут экспорт молочной продукции из Финляндии, Литвы, рыбы из Латвии, Эстонии и фрукты с овощами из Польши. Для ЕС сокращение составит не менее половины ввоза в Россию, для США — не менее 80%. По оценкам ЕС, в 2013 году на Россию пришлось около 10% всего их экспорта сельхозпродукции, что составляет около $12 млрд –это четверть агроимпорта России.
Поскольку торговая война ведется между страной, чья экономика занимает 3% мирового ВВП против ряда стран с не менее чем 40% мирового ВВП, в министерстве сельского хозяйства России заявили, что список точно не будет расширен, а может будет сокращен. Министр сельского хозяйства Николай Федоров сообщил, что для замещения импорта продуктов стране потребуется 3-4 года и 137 млрд руб. дополнительной господдержки.
В течение года, вплоть до 6 августа 2015, западные страны будут «пухнуть» об собственных выращенных фруктов, овощей, мяса и рыбы. Уже сейчас, в рамках кампании за увеличение внутреннего потребления яблок поляки должны будут съесть 677 тыс тонн этих фруктов сверх нормы в 600 тыс тонн – то есть в два раза больше. Польская газета «Puls Biznesu» начала кампанию в поддержку отечественных яблок с редакционной статьи в интернете под заголовком «Назло Путину: ешь яблоки, пей сидр».
В то же время российские дистрибьюторы продуктов готовят меры по завоеванию покупательского спроса в новых условиях и поддержке собственной доходности. Так, компания «Ашан» планирует усилить присутствие в ассортименте товаров собственных торговых марок, которые полностью производятся в России, расширить сотрудничество с существующими локальными поставщиками и привлечь к сотрудничеству новых поставщиков через упрощенное введения их продуктов и подписание договоров. Об этом рассказала «Полит.ру» директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова.
«Ажиотажного спроса в магазинах сейчас нет, дефицита товара мы не допустим, да и нет к этому никаких оснований, - заявляет исполнительныйдиректор по корпоративным сервисам Х5 Retail Group (супермаркеты «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Сергей Бакумов. - Страны, которые попали под запрет, не единственные поставщики продукции в тех категориях, которые перечислены в правительственном списке. На протяжении последних нескольких лет, в рамках Кодекса добросовестных практик, мы регулярно проводим закупочные сессии в регионах с местными производителями, заключаем соглашения о сотрудничестве с администрациями регионов». Он добавил, что в значительной степени продуктовые магазины будут зависеть от возможности российских производителей удовлетворить спрос на запрещенный импорт и их предложений по отпускным ценам. «Надеемся, что они не будут необоснованно завышены», - сказал он.
По словам директора по внешним связям ГК «Дикси» Екатерины Куманиной, их сеть уже адаптирует ассортимент в соответствии с введенными ограничениями, но существенных изменений в работе не предвидит. По большинству попавших в перечень категорий доминирующую долю поставок в «Дикси» обеспечивают российские поставщики. 100% мяса, птицы, кисломолочных продуктов на полках – отечественные, а доля импортного молока не более 0,5%. Проблем с овощной продукцией не предвидится: российские сельхозпроизводители полностью обеспечивают потребности рынка.
«Есть небольшой процент норвежской красной рыбы, но уже предварительно проработан канал поставки с Дальнего Востока более полезных диких сортов лососевых – нерки, кижуча, горбуши, - уверяет Куманина. - Европейские сыры представлены более заметно, заменить их аналогичными позициями будет непросто, но в результате спрос перераспределится в сторону иных вкусов в рамках категории, в том числе сыров из России».
Наибольшие сложности в поиске альтернативной замены вызывают фрукты, считает Екатерина Куманина. Максимальная доля европейских поставок в определенные сезоны в этой категории достигала 50%. «Мы видим возможность в перераспределении заказов в страны Азии, Латинской Америки, Африки, большую загрузку наших российских партнеров из Кубани, Краснодарского и Ставропольского краев, а также производителей из Сербии, Македонии, Турции, Белоруссии. Однако некоторые привычные для покупателей сорта, например, груш, могут на некоторое время смениться альтернативными вкусами из других стран».
Наибольший убыток могут получить элитные супермаркеты «Азбука Вкуса», «Глобус Гурмэ» и подобные, подавляющее количество ассортимента которых составляют зарубежные продукты питания. Однако от комментариев пресс-службы указанных супермаркетов отказались.
По опросу «ЛЕВАДА-Центра», большинство россиян считает, что экономические санкции России не создадут проблем для их семей – об этом заявило 38% населения. При этом только 5% называет это «очень серьезной проблемой» и 20% - «довольно серьезной». «Я люблю прибалтийские продукты, ни с чем их не перепутаю и покупаю только их – в ближайшем супермаркете к моему дому, в который я хожу, они всегда есть, - говорит покупатель из супермаркета «Дикси» Олег Минин. – Но другие якобы импортные продукты, продающиеся здесь, на самом деле полуфабрикат, сделанный в России. Возможно, другие зарубежные продукты есть в других торговых сетях, повыше классом, но я не могу позволить себе покупать там. Да мне оно не нужно: я и на гречке с макаронами проживу, как в советское время– зато фигура хорошая - не то, что толстые американцы».
Похожее мнение высказывает покупательница «Азбуки Вкуса» Людмила Реброва: если в магазине представлен отечественный продукт хорошего качества, она предпочтет его импортному. Покупательница считает, что санкции никак не отразятся на ее столе: «Мясные продукты я покупаю исключительно наши, сыр - тоже, только рыбу предпочитаю импортную», - говорит она. - И Бог с ними – с импортными кисломолочными - меня вполне удовлетворяют наши кефир и молоко. Два раза в году мы с семьей покупаем устрицы, устраиваем себе праздник живота – если их не будет, значит поедем на отдых, наедимся ими на год вперед».
Покупательница «Перекрестка» Яна Смирнова придерживается иного мнения: «Снова видеть синих тощих российских кур на прилавках, мелкие кислые яблоки, непонятные полутвердые йогурты? Ну уж нет, – возмущается она. - Наши не умеют производить вкусное и качественное, у нас никогда не будет замены сыров Дор Блю, Камамбер, Моцареллы, не будет своих персиков без червоточин и собственных вкусных кисломолочных». Она уверена, что при исключении импортных продуктов, россияне много потеряют и готова искать способы покупать привычные для нее иностранные продукты. «Не хочу быть отброшена в советскую действительность с гречкой, закваской капусты у себя на балконе и консервами. Не готова жить в стране, в которой все появлялось на 50 лет позже, чем в Европе, Америке или даже в Азии», - заключает она.