В понедельник 30 марта в Москве, в Гостином дворе, открылся внеочередной чрезвычайный съезд Союза кинематографистов России (СК), инициированный действующим председателем Никитой Михалковым в противовес декабрьскому 7-му съезду СК, который прошел вопреки его воле и был признан нелегитимным. В работе нынешнего съезда принимают участие более 3000 человек, освещать мероприятие прибыли представители ста средств массовой информации – российских и зарубежных. К 11.00 мск кворум уже был, то есть решения съезда, который должен избрать председателя, легитимны.
Съезд был созван в силу того, что прежнее правление Союза уже недействительно, а избрание в декабре прошлого года нового правления СК признано судом незаконным (как и избрание нового председателя СК Марлена Хуциева, которого и Минюст не внес в реестр как лицо, действующее без доверенности). Таким образом, единственным легитимным органом управления остается председатель Союза Никита Михалков.
На съезд прибыл министр культуры Александр Авдеев. Марлен Хуциев не явился, назвав съезд «нелегитимным». Хотя некоторые сторонники Марлена Хуциева пришли, большинство участников съезда – сторонники Никиты Михалкова. В течение двух дней работы 30-31 марта съезд должен провести выборы нового председателя. Согласно соглашению, пресс-центр съезда работает на «Полит.ру».
Съезд начался с большого выступления Никиты Михалкова, который заявил, что не намерен претендовать на пост руководителя Союза. «Я собирался и собираюсь уходить, но я не могу себе позволить уйти вот так, как мне предлагают, невыслушанным, оболганным, не ответившим на те вопросы, которые мне заданы», – подчеркнул Михалков.
Кстати, участникам съезда был предложен проект нового устава Союза, в котором предлагается увеличить срок полномочий председателя до четырех лет (сейчас можно только три).
Выступление на съезде Никиты Михалкова было посвящено его конфликту с теми, кто собирался на Съезд в декабре. Михалков опровергал выдвинутые против него обвинения в имущественных злоупотреблениях и обличал финансово-хозяйственную деятельность своих противников.
См. также: Стенограмма чрезвычайного Съезда Союза кинематографистов Российской Федерации, 30 марта 2009 г.
«Сегодня я постараюсь ответить на все конкретно сформулированные претензии», – отметил Никита Михалков. Это, по его словам, должно помочь участникам съезда разобраться с тем, что происходит. «Соберите съезд по-человечески! Не живите еще полгода, ожидая, чтобы обвинить меня в том, что я собираю съезд, чтобы единолично править», – обратился он к организаторам декабрьского съезда. После чего рассказал, почему, с его точки зрения, декабрьский съезд Союза кинематографистов был нелегитимен: «Почему из 450 режиссеров, живущих в Москве и Московской области голосовали (на декабрьском съезде) 68, а выбрали 45? И почему среди избранных делегатов не оказались ни Владимир Наумов, ни народные артисты России Владимир Хотиненко, Павел Лунгин, Василий Ливанов, Сергей Соловьев, Андрей Смирнов?» – задался вопросом Михалков.
По словам Михалкова, и юристы, и он сам предупреждали участников декабрьского съезда, что его результаты будут оспорены. В результате за две недели до съезда выяснилось, что подавляющее число представленных протоколов были недействительны.
Как подчеркнул Михалков, из-за допущенных процессуальных нарушений Минюст отказался регистрировать присланные новым руководством документы. Причем предписал исправить нарушения, иначе уже самому существованию Союза угрожала бы опасность.
Далее Михалков начал озвучивать конкретные претензии к своим противникам. На декабрьский съезд кинематографистов было потрачено 5 млн рублей из средств Союза, заявил он.
По его словам, главное достижение его команды во главе Союза за последние 11 лет в том, что «мы сохранили, удержали наш Союз как целостную организацию». Как отметил Михалков, СК на сегодня – один из двух оставшихся творческих союзов в стране. «Мы удержали Союз от развала и когда нас упрекают в том, что деятельности Союза не видно, что о нем ничего не слышно, меня это удивляет. Лучше когда люди работают и о них ничего не слышно, чем нежели они ничего не делают, потому что делят имущество и об этом все знают», – заявил Михалков.
Отвечая критикам, упрекающим его в том, что он «хочет снести Дом Кино», Михалков заявил: «Что плохого в идее построить новый Дом Кино?» «Да, это неудобство, – признал он и продолжил: – Мы же не отказываемся от ремонта или строительства новой квартиры, потому что это будет связано с неудобствами».
«Я никогда не занимаюсь тем, в чем я хорошо не разбираюсь. Тем более, если это касается финансов, юриспруденции или медицины. Вот почему я никогда не подписывал и не подписываю ни одного финансового или юридического документа, которые не касаются лично меня», – отметил в выступлении на съезде Союза кинематографистов Никита Михалков.
Михалков процитировал обращение своих оппонентов к членам Союза, адвокаты которых, по его словам, «уже делают за нас работу», «Союзу кинематографистов России принадлежит на праве собственности здание, которое в безвозмездном пользовании у журнала «Искусство кино». Большую часть из занимаемых помещений журнал сдает в субаренду коммерческим структурам и получает с этого незаконный доход, часть из которого возможно направляется в виде наличных денежных средств руководству СК РФ».
«В связи с этим я хотел бы спросить у одного из вдохновителей и организаторов «декабрьской революции», носящего гордую испанскую фамилию Дон Дурей, не делился ли он с нами пиастрами» – заявил Михалков. По его словам Дондурей получает деньги «с незаконно сдаваемых семи организациям площадей».
«Я никогда ни с кем внутри Союза кинематографистов не имел никаких коммерческих отношений, в которых преследовалась моя выгода, ни в сфере финансов, ни в какой-либо другой», – заверил Михалков.
Своих оппонентов Михалков обвинил в то информационной войне против него, на которую они, по его словам, полмиллиона долларов. «Для того, чтобы понять общую картину развязанной против нас информационной войны, мы обратились к специалистам, и вот что они нам ответили: «По просьбе заказчика нами проведен анализ публикаций в столичных газетах и интернет-изданиях, который позволяет с говорить о факте проведения заранее спланированной информационной войны. По общим признакам наличие таких действий связано с исключительным и сознательным представлением только одной стороны спора с постоянным атаками на персоналии, в частности на Михалкова и членов его семьи», – процитировал документ Михалков.
Вся работа, рассказал Михалков, была проведена еще в ноябре 2008 года (накануне декабрьского съезда). «Непосредственный запрос на размещение материалов прошел в декабре 2008 года. Базовым изданием была выбрана газета «Московский комсомолец». Появившиеся в том же издании в начале февраля 14 тезисов Матизена являются заголовочными элементами большой пиаровской разработки, «склелетом», на который исполнители заказчика наращивали «мясо» информационной войны, которая отличается четкой структурой и ясным целеполаганием», – рассказал Михалков Также, предполагают авторы анализа, «ориентировки» были разосланы и в другие СМИ.
Кроме того, в качестве «сливного» издания использовался журнал «Собеседник», в частности там был опубликован материал «Тайная вечеря с участием зятя Никиты Михалкова».
«Сколько же стоит такая работа, обратился я с вопросом к профессионалам? Они ответили: «Если учесть объем размещения, рыночная стоимость такой войны может быть оценена в размере от 450 до 500 тыс. долларов», – заявил Михалков.
Рассказал Михалков и о злоупотреблениях с площадями Киноцентра. Начал он с того, что контроль над Киноцентром был потерян еще в 1993 году: в мировом соглашении 1993 года Сергей Соловьев отказывался от иска, который был утвержден Пресненским районным судом. «В результате этого СК России получил 32% акций Киноцентра и потерял права на остальные 68% акций в пользу СК республик бывшего СССР», – отметил Михалков.
«Кроме этого, с 1 января 1996 года вступил в силу федеральный закон «Об акционерных обществах», по которому право решать все вопросы управления в акционерном обществе принадлежат владельцам более 50% акций. Поскольку 68% акций больше, чем наши 32%, наш пакет фактически обесценился и стал стоить ноль, ничего. Мы могли рассчитывать только на щедрость и доброту руководства Киноцентра, а щедрость эта ограничивалась суммами от 40 до 80 тыс. долларов в год за вычетом налогов – и все это на 32% акций в здании общей площадью 21 тыс. метров, расположенном в центре Москвы», – рассказал Михалков.
«В 1997 году на съезде мне было поручено вернуть здание Киноцентра, а в мае следующего года в Кремле я доложил съезду о том, что выполнил поручение, потому что мы договорились с Рустамом Ибрагимбековым о том, что акции и все доходы Киноцентра будут разделены между российским СК и остальными членами Конфедерации СК (КСК) в соотношении 50 на 50, а менеджмент Киноцентра будет осуществляться представителями СК России», – рассказал Михалков. Однако, по его словам, юристы, адвокаты, финансисты и члены Совета директоров Киноцентра тогда же «за неделю оформили право собственности на все площади и другое имущество».
Аудит, по словам Михалкова, показал, что средства, получаемые Киноцентром, распределяются сначала на финансирование программ Конфедерации СК, расходы Совета директоров Киноцентра, менеджмента ЗАО и на другие цели, а «из оставшихся сумм по остаточному принципу выплачиваются дивиденды в зависимости от настроения членов Совета директоров». «И на все на это у нас не было никакого влияния», – подчеркнул Михалков.
Далее последовали многочисленные судебные процессы. А уже в 2003 году руководитель КСК, поздравляя СК России с победой, сообщил, что «несмотря на то, что Конфедерация и остальные члены Совета директоров, вынуждены покинуть Киноцентр. «А напоследок, выражая свое «глубокое уважение» к российскому кинематографу, они щедрым жестом дарят российским кинематографистам лучшие площади Киноцентра, включающие все кинозалы, выставочные площади, фойе и так далее», – рассказал Михалков. Однако позже «круг этих «выдающихся московских кинематографистов» сузился до 15 человек. Они, по словам Михалкова, «получили в качестве безвозмездного имущественного взноса, подарка в полную собственность 3 164,2 кв. м. лучших площадей Киноцентра на Красной Пресне в Москве». «Оценочная стоимость этих площадей 31 млн. 650 тыс. американских долларов», – отметил Михалков. Плюс кинооборудование, доходы от аренды, доходы от продажи билетов – еще в общей сложности на 42 с лишним миллиона рублей.
«Подарив «выдающимся кинематографистам» эти золотые метры, не забыл руководитель КСК Рустам Ибрагимбеков и про себя. 27 января 2004 года его АНО «Форум кинематографии стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии» получило в качестве безвозмездного имущественного взноса, подарка в полную собственность 228,5 кв.м., оценочной стоимостью 2 млн. 300 тыс. долларов», – рассказал Михалков.