Смерть Алексия II отодвинула разговор с Владимиром Путиным на задний план, предотвратив бесконечную возгонку почти трехчасового текста в тщетных попытках выделения из него философского камня. Тем не менее, не слишком многочисленные на этот раз комментаторы успели отметить и некоторую усталость жанра «прямых линий» и, скажем там, непривычную невеселость премьера (всего-то раз и прошелся по поводу гипотетического повешения Саакашвили). Тем более непонятную, что никакой должностной обязанности вести ежегодные прямые линии у него больше нет.
Тут, конечно, есть какая-то тайна. Раньше на вопросы телезрителей отвечал президент, и все, в общем-то, согласились с тем, чтобы это вошло в традицию, привыкли. Ведь президент при правительстве и парламенте – все равно что политрук при роте. Ему и делать политинформацию. Однако, став премьером, то есть опустившись на должностную ступеньку пониже, Путин, тем не менее, отчего-то оставил эту нагрузку за собой. Но значит ли это, что прямая линия с народом проведена от народа не к президентскому креслу, а конкретно к универсальной богоизбранной личности?
Что ж, и такое тоже вполне возможно, если личность – не поддающийся должностной формализации «лидер нации». И тогда, к примеру, - когда Путин уйдет на пенсию или же переквалифицируется, как Остап Бендер, в управдомы, - нам не придет удивляться, что ему по-прежнему достанется разъяснять трансцендентные смыслы российского бытия. Когда выпадет снег («когда бог даст») и почему повсеместно не хватает кружков кройки и шитья? Чем ни добрый волшебник для очередной девочки Даши Варфоломеевой, просящей себе подарок на Новый год? Чем ни таинственный старец всея Руси?
Или же все-таки подобное подчеркнутое игнорирование факта действующего президента Медведева, который в разговоре Путина с народом не фигурировал даже в качестве отвлеченного субъекта власти, имеет более глубокое политическое значение, так как есть начало давно предсказанной кампании за возвращение президентского кресла? Интересно, что думает по этому поводу местоблюститель?
Возможно, ждет не дождется, чтобы вернуть полномочия. А возможно, что и нет. Не так давно он отчитал мэра Лужкова за высказывание не по рангу. Якобы умаляло президентские прерогативы. А здесь умаление будет серьезней, за кресло обидно. Хотя, с другой стороны, нет и никакой явной корысти для «коллективного Путина» ломать так прекрасно складывающуюся традицию приемничества. Меняешь М на П, потом П на М, потом назад, потом вперед, - стабильность, красота! Если, впрочем, действительно не наметился некий конкретный разлад в дуумвирате, прерывающий сию веселую чехарду.
Возможно, что послание коллективного президента вкупе с его окриком в адрес региональных вождей, немножко более чувствительно, чем предполагалось, ударили по коллективному Путину, заставив засомневаться, что в 2012 году произойдет обратная рокировка.
Само по себе в этом не было бы ничего плохого, - ну, будет М и дальше бороться с коррупцией и развивать свободы, - однако куда в таком случае отправятся все многочисленные функционеры поддержки национального лидера П? Если пополнить пятимиллионный отряд безработных, то не очень приятно.
Трехчасовой нацлидерский прямой эфир – по-видимому, чтоб успокоить актив. Сокращений не произойдет. Если, конечно, не рассматривать вариант, что премьер Путин и сам хочет поскорей дезертировать с поста отвечающего за экономику премьера и форсирует ситуацию. Однако его поведение менее всего можно назвать малодушным. Он, похоже, всерьез уверовал в свои необычайные качества всероссийского руководителя, раз берется в эти непростые времена отвечать на любые вопросы россиян, которые, будучи даже отфильтрованными, по большей части не имеют ответов.
«Пенсия - 3,5 тыс. рублей, а дрова - 10 тыс. рублей. Как жить?» Да, никак! Нет такой государственной математики, которую можно было бы запихнуть в этот зазор. Ее не придумали ни на посту президента, ни на посту премьера.
Или вот такое дежавю. Регулярно повторяющаяся картинка. Снова толпятся озабоченные работники северодвинской «Звездочки» вокруг стапелей, с которой снова должна сойти очередной подводный ракетный крейсер-красавец. Серое небо, холодная вода, снова сует им корреспондент микрофон. И, судя по всему, это такие люди там героические, что дай им только волю, даже на изношенном оборудовании, они каждый год вам будут спускать по ракетному подводному красавцу, крепя обороноспособность страны до самой наивысшей крепости.
Уж и тонут теперь эти красавцы каждый год, и горят, и сами себя ядовитой смесью заливают, - а это все деньги, не хватающие на вышеупомянутые дрова, - вот спрашивается, как их теперь, эти «звездочки», остановить? Как этих людей, не обижая, заставить делать что-нибудь полезное?
Как-как? Никак! «Звездочку» будем загружать, а ее финансовые проблемы помогать решать».
Или вот такой вопрос с периферии: раз зарплаты упали, а людей уволили, а нефть подешевела, а издержки экономики уменьшились, не логично ли было бы не повышать тарифы ЖКХ? Остановить инфляцию? - Не логично!
«В чем хранить деньги?» Россия устала от этих вечных вопросов, но и лидер тоже устал от России. Да храните вы в чем хотите! «Это выбор каждого человека».