Вчера похоронили Татьяну Михайловну Великанову. Она была одним из самых выдающихся и ярких деятелей правозащитного движения, ее смерть стала личным горем для многих, кто соприкасался с ней в жизни. На ее похороны пришло много молодых людей, много школьников, которых она учила последние 12 лет своей жизни. Она была принципиально честным и бескомпромиссным человеком, что и привело ее к правозащитной деятельности. Она сохранила эти качества и в своей педагогической работе после освобождения из ссылки в 1987 году.
Правозащитница Лариса Богораз вспоминает о Татьяне Великановой так: "Когда Анатолий Марченко написал книгу "Мои показания", мы ее перепечатывали большой компанией. Закончили рано утром, часов в шесть, v мы работали всю ночь. И нужно было спрятать хотя бы один экземпляр, чтобы он не пропал. Мы стали думать, где же спрятать, и в шесть утра позвонили Бабицким (Константин Бабицкий v муж Т. Великановой. - Ред.) домой. Спросили, можно ли приехать, - Таня ответила: "Конечно же, можно". Квартира была не очень большая, и при этом трое детей. Приехали. Не было задано вопросов, что за книга, - понятно, что крамольная. Какой-то машинописный текст. Ни Костя, ни Таня ни секунды не задумывались. Они сказали: да, конечно, мы возьмем. Взяли и спрятали. Спустя несколько недель Таня мне позвонила и спросила, можно ли прочитать. То есть они взяли даже не читая и не стали читать, пока не спросили, можно ли. Это история очень показательна, она очень ее характеризует".
Все друзья Татьяны Великановой и коллеги-диссиденты говорят, что основным злом нашей жизни она считала вранье. Математик, специалист по программированию, Татьяна Великанова написала программу, оптимизирующую транспортные перевозки. Но программа не работала: оптимальный план, который она выдавала, невозможно было соблюсти. Либо программе противоречили существующие цены, которые назначались сверху, либо чиновники неожиданно требовали переброски 20 автомобилей на срочную транспортировку какой-нибудь рыбы. Татьяна Великанова рассказывала, что тогда она поняла, что советская экономика с ее генпланами состоит из сплошного вранья и не способна быть оптимальной.
Она занялась "Хроникой текущих событий", самиздатовским информационным бюллетенем правозащитников, выпускавшимся в течение 15 лет, с 1968го по 1983й. Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинской группы, рассказала о деятельности Татьяны Великановой в "Хронике": "Она вступила в первую организацию правозащитников в мае 1969 года v была создана инициативная группа по защите прав человека в СССР. В нее вошли 15 человек, и Таня была среди них. Я сама общалась с ней по "Хронике текущих событий". В 1972 году "Хронику" остановили, а в 1974 году она снова стала выходить. Остановили ее тогда гебисты путем шантажа. Они заявили, что если мы продолжим выпускать "Хронику", то после каждого выпуска будут сажать нескольких человек. Не обязательно тех, кто "Хронику" выпускает, а просто кого-нибудь из нашего окружения. И мы очень долго не решались через это переступить. Но в 1974 году "Хроника" все-таки вышла, после того как всего трое оставшихся на свободе членов инициативной группы v Таня Великанова, Таня Ходорович и Сережа Ковалев - подготовили очередной номер и пригласили журналистов на пресс-конференцию. Они заявили, что берут на себя ответственность за издание, выход в свет и распространение "Хроники". То есть своими руками подписали себе арест". Татьяну Великанову арестовали в 1979 году.
После восьми лет лагерей и ссылки Татьяна Великанова вернулась в Москву в разгар перестройки. Друзья-диссиденты пытались втянуть ее в общественную деятельность. Сергей Ковалев рассказывал, как уговаривал ее, убеждал, что ничего важнее не существует. Но Татьяна Великанова занялась детьми. Она стала преподавать в младшей школе и довела своих учеников до конца: ее первый класс закончил школу два года назад. Один раз Александр Даниэль уговорил Татьяну Великанову съездить на встречу политзаключенных в Комарово. По дороге он увлеченно рассказывал ей, что говорят разные группы политзаключенных. Татьяна Великанова сказала: "Какая разница? Ведь гораздо интереснее то, как объяснить третьеклассникам, что такое суффикс, а что такое приставка!" Она не считала свое диссидентское прошлое скучным или лишним. Татьяна Великанова сделала все что могла. Когда гебешники спрашивали ее, какого же строя она хочет, она отвечала: "Я хочу, чтобы люди могли говорить". Татьяна Великанова не считала, что в новой России все складывается замечательно, но главное было достигнуто: человек может свободно высказываться. Она занялась школьниками и делала это так же увлеченно, как и все остальное в своей жизни.
Биография Татьяны Михайловны Великановой