Не подтвердилась ни одна из версий о кандидатуре нового генпрокурора. Пост, наиболее вероятными кандидатами на который называли Дмитрия Козака и Александра Коновалова, займет нынешний глава Минюста Юрий Чайка. Именно его, как оказалось сегодня, президент Владимир Путин предложил Совету Федерации. Глава СФ Сергей Миронов уже поговорил с Чайкой о его будущей должности. Сегодня комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам рассмотрит кандидатуру Чайки, а в пятницу, 23 июня, верхняя палата парламента утвердит его на посту генпрокурора.
Председатель комитета СФ парламента по правовым и судебным вопросам Станислав Вавилов уже заявил, что верхняя палата «однозначно» поддержит предложенную президентом кандидатуру.
Сергей Миронов также не видит никаких трудностей с назначением Чайки. Спикер СФ назвал Чайку «большим, грамотным профессионалом с четкой гражданской позицией». «Я знаю его хорошо много лет, знаю его личные качества, трудоспособность и абсолютно убежден, что он профессионально готов к этой работе», – передает слова спикера РИА «Новости». Миронов добавил также, что получил представление президента РФ на Юрия Чайку в воскресенье поздно вечером фельдпочтой.
Отвечая на вопросы журналистов, Миронов заявил, что, на его взгляд, необходимо уделять больше внимания надзорным функциям прокуратуры, в частности в сфере исполнения закона. «В нашей стране есть очень много проблем, связанных с тем, что многие законы не работают», – считает он. Кроме того, отметил Миронов, у российских граждан «есть справедливые нарекания на работу низового звена в структуре МВД». «И здесь необходим своевременный, грамотный, повседневный контроль со стороны прокуратуры», – полагает спикер СФ.
Предыдущий генпрокурор Владимир Устинов внезапно ушел в отставку две недели назад. Вскоре после этого было возобновлено громкое уголовное дело о контрабанде в мебельных центрах «Три кита» и «Гранд», расследованию которого возглавляемая Устиновым Генпрокуратура препятствовала.
Однако на официальном уровне связь между уходом Устинова и возобновлением дела «Трех китов» не признается. На днях президент Владимир Путин сказал, что к Устинову претензий нет и он продолжит работать на госслужбе на равнозначной должности. По мнению экспертов, уход Устинова связан с тем, что он был значимой фигурой антиолигархической кампании, теперь же началась кампания антикоррупционная, для которой нужны «менее харизматичные и более системные люди». Юрий Чайка вполне подходит на эту роль, и на своем посту он будет, скорее всего, фигурой технической и очень управляемой.
Как отметил аналитик Центра политических технологий Алексей Макаркин, Чайка является практически идеальным кандидатом на должность генпрокурора, поскольку он очень грамотный исполнитель, прошел все ступени карьерной лестницы и даже был и.о. генпрокурора в 1999 году. Вместе с тем Чайка не является харизматичной фигурой, какой был Устинов, и поэтому практически исключено его участие в политической игре, считает Макаркин. Вместе с тем он не считает Чайку технической или временной фигурой. Макаркин отметил, что Михаила Фрадкова тоже считали «временным» премьером, однако он до сих пор не собирается сдавать свои позиции, а лишь наращивает свое влияние. Эксперт подчеркнул, что Чайка способен отстаивать интересы своего ведомства. Так, в условиях административной реформы он сумел удержать в подчинении Минюста Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) и перевести под свою юрисдикцию Федеральную регистрационную службу.
Юрий Чайка. Биографическая справка.
Юрий Яковлевич Чайка родился 21 мая 1951 года в городе Николаевск-на-Амуре. Закончил Политехнический институт Комсомольска-на-Амуре, после чего служил в армии. Уволившись в запас, закончил Свердловский юридический институт, где учился вместе с Юрием Скуратовым.
В 80-х годах работал прокурором Тайшетской транспортной прокуратуры, заместителем прокурора Иркутской области по следствию, заведующим государственно-правовым отделом Иркутского обкома КПСС. С 1991 года – прокурор Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, с февраля 1992 года – прокурор Иркутской области. Позднее в СМИ проскакивала информация о том, что во время работы Чайки прокурором Иркутской области происходило быстрое «сращивание криминала с властью». В частности, якобы один из коллег Чайки, Николай Небудчиков, уйдя из органов, сколотил банду, занимавшуюся грабежами и убийствами, но уголовное дело, заведенное на него, тихо развалили.
16 ноября 1995 года Юрий Чайка был назначен первым заместителем генерального прокурора РФ. В 1996 году курировал следствие по делу о «коробке из-под ксерокса» (вынос 500 тысяч долларов из Дома правительства). По словам другого замгенпрокурора Михаила Катышева, первоначально курировавшего это дело, расследование было передано от него к Чайке по настоянию Администрации Президента. Под руководством Чайки дело развалилось, никто наказан не был.
С января 1997 года Юрий Чайка – член Межведомственной антитеррористической комиссии РФ. В марте 1999 года на встрече с представителями МВФ заявил, что обвинения генпрокуратуры в адрес бывших руководящих лиц государства в нецелевом использовании выделенных ранее кредитов МФВ фактически необоснованны.
Со 2 апреля 1999 года исполнял обязанности генерального прокурора РФ. Он поддержал отстранение Юрия Скуратова от должности, утверждая, что оно было законным. В конце июля 1999 года подал заявление об отставке, но Совет Федерации РФ решил рассмотреть его в октябре 1999 года. 29 июля 1999 получил предложение занять должность первого заместителя Секретаря Совета безопасности России.
В августе 1999 года оставил пост и.о. генерального прокурора в связи с выходом на пенсию и через несколько дней был назначен министром юстиции РФ указом президента. 18 мая 2000 указом президента был назначен министром юстиции РФ в правительстве Михаила Касьянова. 7 июня 2000 был освобожден Советом Федерации от должности первого заместителя генерального прокурора РФ.
25 мая 2001 году в беседе с генсеком Совета Европы Швиммером высказался за сохранение смертной казни для террористов. С июля 2003 года – член Комиссии Правительства РФ по административной реформе.
В 2004 году, после отставки правительства Михаила Касьянова, сохранил свой пост в новом составе правительства.
Заслуженный юрист РФ (с 19 июня 1996 года). Женат, имеет двух сыновей.