Предновогоднее общение президента с россиянами в прямом эфире, ставшее за время путинского президентства привычной, если не доброй традицией, на этот раз произошло накануне предвыборной кампании, что отложило отпечаток на отработанный за три года формат.
Он народу хорошо известен, по крайней мере, изрядной его части. Прямой эфир проходит в будний день в обед, как раз когда у телевизора собираются пенсионеры, безработные, больные, малые дети и журналисты. Те из этих зрителей, кто обладает правом голоса, дисциплинированны, но не склонны к слишком сложным материям. Это накладывает своеобразный отпечаток - велико место для театральной условности. Президент, неуловимо напоминающий носовского Знайку, без запинки отвечает на заранее обработанные журналистами первого и второго канала вопросы россиян, что создает ощущение, как будто ответы на заранее известные вопросы были известны заранее. "Знайке" помогают верные помощники - журналисты-телевизионщики.
«Этот кабинет в Кремле связан посредством передвижных телевизионных станций сразу с несколькими крупными и малыми городами России, деревней, угольным разрезом, буровой вышкой - это в самой России, ну а также с базой российских ВВС за рубежом - в Киргизии. Именно оттуда, с этих телевизионных станций, граждане и будут задавать свои вопросы Президенту».
Фирменный стиль телешоу - «говорящие» декорации по примеру Солнечного города: там на доме музыканта был нарисован скрипичный ключ, на доме механика - гаечный. Самая яркая картинка - "504-я буровая установка Восточно-Сургутского нефтяного региона". Смотрящие в телевизор понимают, что в Сибири бывает холодно, клочьями валит снег. Вокруг буровой столпились нефтяники с эмблемами "Сургутнефтегаз" на касках. Как объяснил находящийся рядом корреспондент, никто больше сюда не подойдет - на тридцать километров вокруг ни одной живой души.
С картинок вопросы, как правило, задаются специфические. Если буровая, то про изъятие природной ренты и северные льготы. Если из Кабардино-Балкарии, то про возможное присоединение к России Южной Осетии и Абхазии (задал этот вопрос кабардинец по фамилии Балкаров) или про то, что на парламентских выборах разыгрывался национальный вопрос.
Это фантастическое шоу имело даже сверхидею. "Изюминка" этого телеобщения - людям сообщили о том, что враг не дремлет. Оценивая итоги года, Путин начал с достаточно угрюмой фразы о том, что "никто нам никаких подарков в этом году не сделал", при этом, все, "что было достигнуто, было достигнуто напряженным, тяжелым трудом", несмотря даже на неожиданный экономический рост всего в этом году.
Однако такой нагнетание ситуации должно объяснить обществу, что "враг не дремлет". А кто враг, хорошо известно. Об этом народу популярно объяснили во время предвыборной кампании. Во-первых, олигархи, которые забирают себе сверхприбыль от нефти. Об этом речь зашла на живописной «504-ой». Первым, "по таежной субординации", вопрос задал начальник буровой - ему кажется, что нефтянка слишком много денег отдает в бюджет в виде налогов. На что Путин ответил в том роде, что работа ваша и впрямь трудна, а условия ее тяжелы, что "это видно даже и на этой телекартинке", но налоги на нефтяную отрасль надо, по мнению президента, повышать.
Другие враги - это международные террористы. Именно победа над ними сделала Владимира Путина президентом в первый раз, антитеррористическая риторика отработана. "В мире есть люди, которые присвоили себе право считать, что они могут влиять... на весь исламский мир. И не только влиять на их умы: они считают, что имеют право поставить под контроль территории компактного проживания мусульман... Для нашей страны это крайне актуально, потому что у нас есть такие территории компактного проживания мусульман... Их цели - не независимость Чечни, а территориальное отторжение всех территорий компактного проживания мусульманского населения. Разумеется, мы должны этому противостоять, если мы не хотим развала нашего государства».
Другие враги - это "оборотни в погонах". По словам Путина, чистки, начавшиеся в рядах силовиков, не были связаны с думской кампанией, поскольку «начались гораздо раньше». И третьи враги - те, кто пытается проводить предвыборную кампанию на национальном вопросе. Путин назвал их придурками (если они не понимают, что делают) и провокаторами. С последними, по мнению президента, нужно разобраться прокуратуре.
В ходе прямого эфира президент наконец заявил о том, что он пойдет на второй срок, но не пойдет на третий; заявил о том, что не имеет ничего против того, чтобы его портреты украшали кабинеты чиновников; извинился за правительство и президентскую администрацию за то, что страна до сих пор не выучила те новые слова, которые Сергей Михалков написал для старого советского гимна.
Но важнейшим предвыборным заявлением президента были слова, сказанные журналистам уже после прямого эфира - Путин будет идти на выборы сам, а не от партии власти. Как известно, для этого нужно собрать 2 млн. подписей, что лишь на полмиллиона больше и приблизительно соответствует количеству позвонивших и написавших по инету на телешоу с участием Президента.
Но есть и концептуальные недоработки: еще во время первой кампании Путина техническое развитие развитых стран позволяло проецировать телевизионную картинку прямо на облака. А сейчас – тем более.