будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна

Телевидение о и для

- Ирина Анатольевна, в этом году ваш проект стал победителем регионального конкурса - Ярмарки социальных проектов Приволжского федерального округа в номинации "Средства массовой информации как инструмент развития гражданского общества". "Эксперт-студия" это проект для гражданского общества или о гражданском обществе?

- И о, и для, да и вообще "Эксперт-студия" ставит перед собой задачу сама быть частью гражданского общества нашего региона.

Наш проект изначально был задуман как программа, которая освещает проблемы местного сообщества с обязательным привлечением к их обсуждению общественных организаций. В 1998 году мы получили от Фонда "Евразия" грант на осуществление этой идеи. Тогда перед каждым выпуском мы проводили фокус-группу среди лидеров НКО, выясняли для себя, о чем интересно говорить людям, что их действительно волнует, и следовали именно этой тематике. Этого же принципа - обсуждать с представителями общественных организаций тематику и проблематику наших программ - мы придерживаемся и по сей день.

- Конкурентом вашего канала является ГТРК "Самара". У них есть аналогичная программа?

- Аналогичной нет.

- А тот факт, что у СКАТа такая программа есть, на Ваш взгляд, повышает его конкурентоспособность?

- Конечно, и очень существенно. На мой взгляд, эта тема сейчас очень востребована зрительской аудиторией.

Конкуренция среди ток-шоу в нашем регионе достаточно серьезная, но при том, что наша программа никогда не позиционировалась как развлекательная, она на протяжении последних двух с половиной лет имеет устойчиво высокий рейтинг, что говорит о сформированности ее постоянной аудитории, с одной стороны, и просто о смотрибельности программы, с другой. Каждый месяц наша телерадиокомпания заказывает социологические исследования регионального телерынка, поэтому я могу с уверенностью говорить об этом.

- И кто же ваш зритель?

- Наш зритель - человек достаточно взрослый, в основном старше 35 лет, преимущественно женщины, хотя у нас достаточно высокий процент мужской аудитории. Насколько я могу судить по характеру обратной связи, которую мы получаем в виде звонков в студию во время и после программы, наши зрители это достаточно социально активные люди, они реализованы в жизни, и в силу этого их волнует целый комплекс проблем экономических, политических и социальных.

- Таким образом, телевидение служит посредником между гражданами как потребителями услуг неправительственных организаций и собственно этими организациями?

- Да, посредником, организатором диалога. Это и есть функция средств массовой информации, для этого мы и существуем. И сужение наших задач до освещения только действий политической и экономической элиты ведет к тому, что целый ряд важнейших проблем СМИ просто оставляют за бортом и, соответственно, проигрывают, потому что жизнь заведомо гораздо богаче. Поэтому, приглашая к диалогу общественные институты, бизнес-структуры и власть, мы стремимся к тому, чтобы создать возможность для того, чтобы вместе найти некое новое видение социально значимых проблем.

- А сами неправительственные организации? Они же тоже являются частью вашей аудитории и потребителями вашего продукта...

- Да, естественно. Но они не просто потребители, для нас они партнеры. Чтобы идея обрела плоть, она должна быть оформлена во что-то определенное, поэтому мы общаемся с лидерами организаций, которые выражают интересы тех или иных групп населения, и работаем с уже сформулированными ими мнениями и позициями.

За время нашего существования вокруг программы сложился своего рода общественный совет. Он никак не формализован, это просто встречи для обсуждения тех или иных проблем, но для нас такие встречи очень важны.

- Таким образом Вы формируете тематику своей программы?

- Да. Обычно мы собираемся с лидерами НКО и обсуждаем, что важно сейчас, где существуют конфликтные точки или точки роста, к которым стоило бы подключиться, чтобы процесс пошел более активно.

- Судя по всему, Ваша программа представляет собой своего рода центр кристаллизации гражданского общества в регионе?

- Это то, к чему нам бы хотелось стремиться.

- А удается ли вам в рамках обсуждения каких-то сложных, комплексных проблем организовать межсекторное взаимодействие?

- С большей или меньшей степенью успеха - да. Мы стараемся привлекать выразителей разных точек зрения на проблему, чтобы рождалось ее комплексное видение.

Например, недавно у нас прошла программа, посвященная совместному обучению в общеобразовательной школе детей с ограниченными возможностями и так называемых здоровых детей. Это один из принципов реформы образования, поэтому эта проблема сейчас активно обсуждается, причем люди относятся к такой возможности по-разному. В нашей программе принимали участие представители организации инвалидов-колясочников "Десница" (кстати, они тоже вошли в число победителей нынешнего конкурса), представитель городского управления образования и руководители общеобразовательных школ, которые готовы или не готовы по разным причинам принять в свои стены детей-инвалидов. Поскольку у нас прямой эфир, у нас был и живой диалог со зрителями, благодаря возможности интерактивного опроса, мы имеем возможность отслеживать и некие тенденции в рамках своей аудитории, конечно.

Таким образом, мы пытаемся говорить о самых реальных, земных вещах, хотя при желании их можно назвать громким словом - организация межсекторного взаимодействия.

- Трехгодичное существование такой программы как Ваша при устойчиво высоком рейтинге, вероятно, является показателем определенной степени зрелости гражданского общества в Самарской области?

- В общем-то, да. Кроме того, я сужу по опыту занятий по пиару некоммерческих организаций, которые не первый год уже провожу для специалистов по связям с общественностью из третьего сектора. Там я тоже замечаю, что за последние пять лет сектор сильно вырос, он уже сознает себя как некое реальное предприятие, которое может быть успешным, т.е. выстраивать эффективное взаимодействие и с бизнесом, и с властью, при этом выражая общественные интересы.

- У вас бывают конфликтные ситуации с местными властями или с влиятельными бизнес-структурами?

- Конечно, бывают, ведь это жизнь. Но у нашей программы есть принцип - мы не идем на деструктивные конфликты. Если мы критикуем что-то, то делаем это не огульно, а, имея доказательную базу - четко документированную позицию, касательно того, почему мы считаем те или иные действия власти или бизнес-струкрур неприемлемыми.

- Попытки закрыть программу не делались?

- Нет, никогда.

- Вероятно, это тоже показатель осознания властью силы гражданского общества и неприменимости к нему примитивных силовых действий?

- Да, и я думаю, что пока развитие нашего региона в этом отношении происходит нормально, то есть поступательно.

- Сейчас, получив грант, Вы собираетесь каким-то образом развивать свою программу?

- Естественно. Во-первых, мы собираемся ежемесячно проводить специальные выпуски, а перед ними - круглые столы с участием представителей разных секторов общества. Во-вторых, мы предполагаем не оставлять тему, обсудив ее один раз, а продолжать по-журналистски вести ее и дальше. Заявив о той или иной проблеме и о возможных путях ее решения, мы хотим через некоторое время возвращаться к ней, чтобы посмотреть, что же сделано после того, как мы обозначили проблему.

- Специализация Вашей программы сама по себе достаточно редкая, а успех в такой области случается и того реже. Распространяется ли Ваш опыт? Стажируются ли у Вас социальные журналисты с других каналов или из других регионов?

- Нет, но у нас постоянно проходят стажировку студенты журфака Самарского педагогического университета.

- К сожалению, из опыта хорошо известно, что может существовать очень хорошая программа, но в этом заслуга исключительно тех людей, которые ее делают...

- ... и может не существовать местного профессионального журналистского сообщества?

- Да, именно так.

- Я думаю, что это проблема не только Самарской области - это проблема сегодняшней журналистики вообще. Я в этом отношении пессимист. Того качественного роста, который происходит сейчас в сфере некоммерческих организаций, в сегодняшней журналистике, к сожалению, пока не заметно. На мой взгляд, мы еще пока проживаем ситуацию массовой депрофессионализации.

- Но Вы ведь сами сказали, что существование Вашей программы приносит реальную выгоду каналу. И в то же время этот успех остается недоосознанным и недооцененным в профессиональном сообществе?

- К сожалению, да. Медиа-сообщество, на мой взгляд, пока еще не начало выходить из периода кризиса. Как профессиональная корпорация мы все еще путаемся в понятиях, в целях, которые перед собой ставим, и в значительной степени все еще занимаемся пока не тем, чем стоило бы заниматься.

- Чем же, на Ваш взгляд, стоило бы?

- Стоило бы развивать профессиональные ассоциации, стоило бы больше учиться v методологии журналистской работы и конкретным методикам, учиться друг у друга v больше обмениваться профессиональным опытом. Стоило бы общаться с другом не только друг внутри своего региона, но и на межрегиональном уровне v чтобы не питать иллюзий, что все в этом мире начинается с тебя и ты первооткрыватель. Стоило бы попытаться выработать философию своей профессиональной корпорации. Именно выработать, а не сделать кальку с уже существующих образцов. Стоило бы в рамках, обозначенных для нас обстоятельствами нашей социальной жизни, заниматься журналистикой, а не пиаром. Хотя бы время от времени. И тем самым немного раздвигать рамки свободы внутри нашего профессионального пространства.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).