будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
КГИ открытые данные
Июнь 14, 2025
Страна
Сакоян Анна

Тема открытых данных в России созрела и приобрела своеобразную форму

Тема открытых данных в России созрела и приобрела своеобразную форму
begtin2
Иван Бегтин. Источник: Фото: osp.ru

8 декабря 2015 г. (вторник) состоится очередная встреча-диалог в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и лица». Это будет беседа с Иваном Бегтиным -  специалистом в области работы с данными, директором АНО «Информационная культура», членом Комитета гражданских инициатив.

Мы поговорили с Иваном Бегтиным в преддверии встречи.

 

Тема грядущей встречи - «Открытые данные как инструмент гражданского контроля». О чем именно идет речь?

Во всем мире деятельность некоммерческих организаций можно условно разделить на несколько частей. Одна из них – это помощь наиболее слабым и беззащитным. Это помощь бездомным, детям, многим другим. Другая немаловажная часть – это контроль деятельности крупнейших корпорации, которые загрязняют окружающую среду, государства, которое зачастую ведет себя как слон в посудной лавке, и либо своим невразумительным регулированием, либо некачественными законами, либо их применением, либо, наоборот, отсутствием всего этого – наносит ущерб всему обществу.

Деятельность в части контроля над государством, в части того, чтобы граждане могли наблюдать, что именно государство делает, насколько оно делает качественно, - это большая немаловажная проблема, с которой не все некоммерческие организации могут справляться эффективно. В мире многие организации существуют не одну сотню лет. Например, первые благотворительные организации появились очень давно. Другой вопрос в том, что сейчас те организации, которые работают в областях, где в первую очередь выходит на первый план тема сбора информации, тема доступности информации и вообще возможность для нас знать, что происходит, оказываются лидерами в сфере контроля.

За последние буквально лет 20 объемы информации, создаваемой не только гражданами, но и государством выросли в несколько порядков. Это тысячи, сотни тысяч раз. Данные, которые накапливаются в государственных системах, данные, которые собирают крупные корпорации, данные, которые собирают многие НКО, достигают совершенно невероятных объемов. И работа с этими данными позволяет осуществлять деятельность этих НКО принципиально иным образом. Это самое принципиальное изменение и есть те самые механизмы общественного контроля. А открытее данные – это та информация, которая позволяет этот контроль осуществлять.

В чем эта принципиальная разница?

Возьмем, к примеру, тему госзакупок. Госзакупки безусловно гражданам можно было мониторить и раньше. Можно было привлекать внимание правоохранительных и контрольных органов к их проведению. Тогда не было официальных сайтов и многих других ресурсов, на которых можно было бы проанализировать данные. Но тогда были официальные издания, издавались журналы, которые стоили немало денег, но распространялись по всей стране. И не только в России, но и во всем мире были печатные издания с информацией о закупках.

Но то, что мы сейчас называем общественным контролем, не было массовым явлением. Потому что доступ к этой информации был очень неравным. Доступ имели только те люди, которые а) могли подписаться на этот журнал и б) которые находили время для того, чтобы его прочитать. Та роскошь, которой мы обладаем сейчас – полнотекстовый поиск, возможность следить за всем в реальном времени, - это абсолютно несравнимо с тем, что было еще несколько десятков лет назад. И очень часто многие представления о том, что раньше все было лучше (веселее, трава зеленее, солнце ярче), могут быть просто иллюзиями по той причине, что раньше мы не могли это измерить. Те же данные по госзакупкам: их не было раньше в машиночитаемом виде.

Сейчас, когда это все появилось, мы вдруг обнаруживаем совершенно новые способы сокрытия информации, такие как латиница в госзакупках, «слепые» закупки. Мы обнаруживаем принципиально другие проблемы: когда информация раскрывается, даже доступна, мы сталкиваемся с тем, что то, что доступно, бесполезно для нас.

И вот в случае с открытыми данные, первая часть – это доступность информации в электронном виде в Сети с некоторыми удобными интерфейсами. И другая часть – это когда мы говорим о том, что принципиально иной уровень мониторинга, привлечение общественного внимания, осуществление контроля может быть сделано автоматическими методами. Когда у нас есть база данных, по этой базе данных мы можем провести какое-либо автоматизированное или даже полностью автоматическое исследование.

С какого момента имеет смысл говорить о развитии темы открытых данных в России? С 2013 г., когда началось раскрытие наборов данных? С 2012 г., когда появился президентский указ? С более ранних времен, когда к этой теме возник гражданский интерес? Как с тех пор изменилась ситуация?

Тема открытых данных в России появилась довольно давно. В публичном пространстве года с 2009-2010 гг., а в разговорах наших чиновников года с 2012-2013 гг. Но несмотря на это, мы движемся гораздо более медленными темпами, чем развитые страны. Дело в том, что там это стало естественным продолжением всех принципов реформы госуправления и было сопряжено и с повышением качества госуслуг: «электронная демократия», закон о свободе доступа информации.

У нас все это помножилось на некоторую эволюцию бюрократического аппарата и другие тренды в нашем государстве. Сейчас тема открытых данных в России во многом созрела и приобрела свою некоторую своеобразную форму – необязательно очень хорошую, необязательно очень плохую. У нас есть направления, в которых все очень хорошо: это касается финансовых данных. Есть направления, в которых есть множество проблем. Это, например, данные по образовательным учреждениям, по здравоохранению, по экологии. Есть данные, в которых просто зияющие дыры: это данные о правоохранительной системе. Но, тем не менее, процесс продвигается. Что самое интересное, в его основе лежит, федеральная бюрократия, которая использует раскрытие данных как инструмент бюрократического давления на остальные уровни и виды власти.

В чем отличия российской ситуации от того, что происходит в странах, которые нас опережают по линии открытости?

Есть некоторые фундаментальные, я бы сказал, отличия России от Великобритании и США. У них тоже есть свои ограничения, но есть и очень важная особенность – культура англо-саксонской открытости, открытости по умолчанию. Именно эти страны являются мировыми драйверами, они члены Open Government Partnership, члены Хартии G8 и члены Хартии G20, которая сейчас принята. Они много внимания уделяют открытию финансовых данных, а также открытии транспортных данных. Но больше всего они делают акцент на культуру работы с данными. Это приводит к тому, что не только государство (какие-то федеральные органы) публикуют данные, но эта культура очень активно распространяется на региональные власти, причем не репрессивными методами, насаждаемыми сверху, а именно культурными, когда множество НКО снизу давят на органы власти, чтобы те публиковали данные.

И что самое главное, эта культура распространяется на коммерческие и некоммерческие компании. Многие коммерческие компании активно раскрывают данные о своей деятельности, предоставляют эти данные по запросу, предоставляют эти данные в проактивном режиме. Например, компания под названием Airbnb, которая предоставляет сервисы для сдающих и снимающих квартиры, с недавних пор стала предоставлять анонимизированные данные о стоимости аренды квартир, например, в Нью-Йорке. Это стало результатом их постоянных коммуникаций с властями, когда власть их обвиняла в том, что они помогают людям зарабатывать и не выплачивать налоги. Тем не менее, Airbnb пошли по модели открытости и поддержали коммуникацию с властью.

То есть открытость данных, политика открытости в некоторых развитых странах, как США, является еще и некоторым инструментом диалога органов власти и коммерческих компаний. В Северной Ирландии, например, группа некоммерческих компаний объединились в некоторый альянс и публикуют информацию о других компаниях в некоммерческом секторе: проведенные исследования, открытые данные о самих НКО, фандрайзинги, грантовые кампании и много другого. Академические учреждения Великобритании публикуют много научных открытых данных через систему Dataverse, разработанную в Гарварде из нескольких других систем. Опять же, со свободными лицензиями, в открытом доступе, с возможностью свободного обмена. И все это очень интенсивно проходит систематизацию, работу с метаданными и, конечно, дает колоссальное вливание сил, средств и мысли в открытые большие банки данных именно научных исследований. Адронный коллайдер, расшифровка генома, работа с химическими элементами, гигантские лингвистические базы.

А кто именно вливает? Государство?

Вливает Европейский Союз по программам FP7 и FP8, вливают США в рамках своих государственных программ. Безусловно, государственный уровень есть всегда. Но не только. Очень многие из этих данных возникают в коллаборации государственных органов и частных. Многие университеты публикуют данные о своей деятельности. То есть это все живой очень процесс, но построен, безусловно, на общей культуре открытости.

А почему у нас так плохо, например, с данными по здравоохранению?

Причина «плохости» на самом деле очень понятна и, можно сказать, даже очевидна. Дело в том, что здравоохранение в Великобритании является в основном частным и требование раскрывать данные об успешности операции на сердце в Великобритании – это проводник защиты прав потребителя по отношению к частному сектору. Это защищает права граждан, и это считается более приоритетным, чем права бизнеса на какую-то информацию. Государство создает некие общие правила по сбору информации и по раскрытию. В этом понятна его логика: оно не несет ответственности за эти проведенные операции, оно несет ответственность исключительно за построение доверительных отношений.

В России практически все здравоохранение является государственным. Подавляющая его часть. Поэтому раскрывая информацию об этом, министерство, которое за это отвечает, в России Минздрав, в том числе, берет на себя ответственность за то, что направляет людей в те больницы, в которых уровень смертности по тем или иным операциям выше, или качество лечения ниже. И тем самым они рискуют раскрыть информацию о себе в таком объеме, что граждане обрушатся на них с критикой не как на посредников, а как на виновников этого всего. И то же самое касается образования. Опять же, у нас не частные школы, а преимущественно государственные. И добиться раскрытия информации о баллах по ЕГЭ сложнее, чем добиться раскрытия финансовых данных в России.

А данные собираются по всем школам или только по государственным?

Данные собираются по всем школам – по успеваемости, к примеру. Есть определенные требования Министерства образования, департаментов образования по субъектам. Все это регулируется. И данные собираются не только по государственным. Но дело в том, что частных школ мало. У нас нет такой жесткой образовательной конкуренции, устоявшейся модели разделения по районам. У нас до сих пор идет перестройка общества, в том числе структурная и локационная, то есть по местности. Люди выбирают место жительства. Где-то они выбирают по средствам, где-то выбирают потому, что уже много лет там живут. И это все добавляет, конечно, колоссальное количество нюансов, в результате которых в разговорах, например, с московским правительством, где средний балл это ЕГЭ до сих пор толком не раскрыли. До этого они всегда отвечали, что боятся их раскрыть, потому что «мы превратим Москву в гетто». Теперь наконец раскрыли. Но только за 2015 год. Получить исторические данные пока не удается.

Сакоян Анна
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).