Министерство экономического развития рассматривает идею введения системного контроля доходов и расходов физических лиц. Необходимость такой системы ведомство объясняет борьбой с теневой экономикой. Инициатива понравилась далеко не всем, поэтому в МЭР поспешили уточнить, что никакого законопроекта на эту тему пока не разрабатывают.
«Минэкономразвития не ведет разработку законопроекта "о контроле за расходами" российских граждан и не имеет планов по его разработке. Отметим также, что вопрос выявления крупных необоснованных расходов не выходит за рамки дискуссий на экспертных площадках», — пояснили в пресс-службе.
Ранее в четверг заместитель директора департамента инвестиционной политики ведомства Бэлла Панина затронула эту тему на конференции «Налоги-2019». Она сослалась на данные Росстата, согласно которым доля теневого сектора составляет 12-14 процентов от всего экономического оборота в России. В то же время, по информации МВФ, 33,4 процента российской экономики находится в тени. Департамент макроэкономического развития условно посчитал неработающих 15-17 миллионов человек. За 2018 год бюджет потерял четыре миллиарда рублей на подоходном налоге и страховых взносах, сообщила она.
Делиться подробностями предложения Панина отказалась, заявив, что идея сырая. «Это трепетная тема, к которой нужно очень аккуратно подходить, не все ее поддерживают. Но первый шаг выявления теневого дохода — это контроль соотношения доходов и расходов», — заключила руководитель департамента.
До 2003 г. в Налоговом кодексе были ст. 86.1–86.3, по которым налоговики могли контролировать расходы людей. В 1990-е годы даже существовала специальная декларация о расходах. Идея министерства проста: если человек тратит существенно больше, чем официально зарабатывает, вероятно, у него есть неучтенные доходы. В таком случае с них должен быть уплачен подоходный налог. Подобные предложения уже возникали три года назад, но речь шла только о крупных расходах, а необходимость перемен объясняли борьбой с серыми зарплатами. Обсуждалось в том числе введение специальных деклараций для узкого круга лиц, в которых нужно отчитываться о расходах. Но впоследствии от идеи решили отказаться.
После заявления Паниной, депутат Государственной Думы Алексей Журавлёв обвинил министерство экономического развития во вмешательстве в частную жизнь граждан. «МЭР должно заниматься развитием экономики. Вместо этого оно все время лезет в частную жизнь граждан, и без того отягощенную постоянным либерально-бюрократическим вмешательством: повышением налогов, тарифов, пенсионного возраста, общим удорожанием жизни вследствие такой деструктивной социально-экономической политики. МЭР — министерство экономического разгрома!» – написал он в твиттере.
«Понятно, что если это будет, то это будет очередной проект, весьма затратный, неэффективный, очередное раздувание штата сотрудников, которые не приносят доход экономике, дополнительные проблемы и затраты для большинства граждан. У нас уже есть механизм обязательного ежегодного декларирования доходов и имущества достаточно большого количества чиновников, но почему-то в очередной раз находятся новые Захарченко, которых никак не смогли выявить с помощью этого механизма»,–сказал вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков.
По данным Росстата на конец прошлого года, значительная часть российских семей живет в жестком режиме «от зарплаты до зарплаты». О том, что денег удается «наскрести» только на еду и одежду, заявили 48,2% домохозяйств. Позволить себе купить что-то вроде холодильника, стиральной машины или смартфона, люди просто не могут из-за отсутствия средств. Однако «показатель бедности» все же слегка улучшился по сравнению с 2017 годом, тогда 49,8% опрошенных признались, что денег им хватает только на еду и одежду.