будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество религия цензура экстремизм национальная политика
Июль 8, 2025
Страна
Макаркин Алексей

«Темы культуры и нравственности самые эмоционально воспринимаемые»

«Темы культуры и нравственности самые эмоционально воспринимаемые»
800-600_gD84uud
Танцы в доме культуры. Источник: pixabay.com

В Государственной Думе Российской Федерации будет создан Совет по культуре, религии и межнациональным отношениям. Новая структура будет работать при спикере Вячеславе Володине, пишет газета «Известия».

Ссылаясь на источники, близкие к аппарату Госдумы, издание передает, что совет, как ожидается, займется вопросами «морального климата в обществе», «воспитания патриотизма» и профилактикой экстремизма в сфере культуры.

В настоящее время при спикере Думы действуют два совета: по законодательному обеспечению развития цифровой экономики и по развитию городских территорий и общественных пространств.

По словам советника председателя Госдумы на общественных началах, представителя Русской православной церкви Александра Щипкова, создание таких советов – «обычная практика». Напомним, в Госдуме шестого созыва при тогдашнем спикере Сергее Нарышкине работали восемь советов.

Состав и устройство совета будут определены до 20 мая. «Когда станут известны имена, станет понятно, почему совет объединит три направления – культуру, религию и межнациональные отношения», – приводит газета объяснение Щипкова.

Опрошенные изданием эксперты высказали мнение, что одним из направлений работы совета может стать тема профилактики экстремизма в культурной сфере. Высказывалось также предположение, что совету придется сосредоточиться на пробелах в законодательном регулировании национальной и культурной политики России, а также – что совет мог бы уделять внимание вопросам религиозного экстремизма.

 
Архитектура Востока / pixabay.com

«Будет неправильно, если в центре его внимания окажутся скандальные и резонансные сюжеты. Это уведет работу совета не в ту сторону, поскольку на него обрушится целый вал неоднозначных вопросов, от фильма «Матильда» и выступлений депутата Милонова до сюжета вокруг передачи церкви Исаакиевского собора», – приводит газета слова политолога Ростислава Туровского.

Прокомментировать для «Полит.ру» идею создания такого совета согласился политолог Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру».

«Думаю, здесь можно отметить два момента. Первый такой: достаточно большое количество законопроектов, которые проходят через Думу, связаны с темой культуры, нравственности. Наверное, есть желание обсудить эти вопросы предварительно на Совете, чтобы потом не было каких-то неожиданностей. То есть, это будет такой дополнительный консультативный орган.

Как я понимаю, он не единственный в своем роде: будет целая группа таких органов. Так что в данной ситуации я не выделял бы только этот совет. Уже есть, насколько мне известно, Совет по цифровой экономике, например. Словом, это просто один из советов, другое дело, что темы культуры и нравственности являются самыми эмоционально воспринимаемыми, поэтому и обращают внимание именно на этот совет.

А второй момент, о котором я хотел сказать, имеет отношение как раз к эмоционально воспринимаемым сюжетам. Думаю, что кроме текущей законотворческой деятельности этот Совет будет рассматривать и вопросы, вызывающие общественный резонанс. Причем не только ситуацию по Исаакиевскому собору, например, но и по ряду других зданий, менее известных. Словом, будет рассматривать случаи, когда возникает вопрос о взаимоотношениях между церковью и музейными работниками, а также между церковью и собственниками тех помещений, которые когда-то принадлежали церкви – например, семинарии или монастырские здания.

Так как есть закон о реституции, то есть, церковь должна получить эти здания обратно, возникает вопрос о том, как совместить разные интересы. Большинство из этих тем не вызывают большой общественной реакции, но, например, тема Исаакия такова, что там добиться компромисса очень и очень сложно. Соответственно, этот Совет, возможно, будет заниматься и такими обсуждениями. Конечно, он не будет иметь права принимать решение, но обсуждениями подобного рода конфликтов он мог бы заняться.

 
Вид на Исаакиевский собор / Wikimedia Commons

Словом, двух этих направлений – законотворчества и обсуждения острых вопросов – Совету может быть вполне достаточно. Причем часто в деятельности таких органов бывает, что они начинают с общих вопросов, но потом сама жизнь приводит их к тому, что начинают обсуждаться вопросы частные, но общественно значимые.

Не думаю, что от этого совета будет какая-то дополнительная реакция. Просто есть ощущение, что сама история с Исаакиевским собором показывает: государство стало осторожнее относиться к тому, чтобы идти навстречу только одному участнику этих процессов, только церкви. Так что я не ожидаю того, чтобы в обозримой перспективе были приняты новые консервативные решения в этой сфере. 

Есть всякие предложения: есть предложения, связанные с фактическим введением цензуры – например, в театральной сфере – с участием представителей разных конфессий. Но такие предложения столкнут государства с частью его же сторонников.

То есть, будь это оппозиция, наверно, таких вопросов не стояло бы. Но театральная, культурная общественность – это тоже люди, которые не хотят конфликтовать властью. Люди, которые в случае чего могут ее и поддержать – подписать какое-нибудь письмо, значимое для власти (если мы вспомним, в 2014 году по Крыму многие письмо подписали). Или, например, могут стать доверенными лицами президента в предстоящей избирательной кампании. Поэтому обижать из власти не очень хотелось бы.

Так что, думаю, будут делаться попытки найти некий баланс. И, может быть, в том числе – на площадке этого Совета», – сказал Алексей Макаркин.

Макаркин Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).